село Ушинка
"Интересен в этом отношении "пулагай" так называемой "русской мещеры" (с.Мелехово Рязанской области и дер. Ушинка Земетчинского р-на Пензенской области), представляющий собой затканную полоску с очень длинной красной шерстяной бахрамой."
По переписи 1897 г. в Керенском уезде насчитывалось 17090 человек мещерской принадлежности. В этом уезде мещера основали села Большая и Малая Ижмора, Сядемка, Вяземка, Ушинка.
В 1698 г. на этих угодьях уже показаны крупное село Троицкое (Большая Ижмора), деревни Вяземка и Ушинка. Все крестьяне взяты из мещерского села Нармушадь и окружающих его деревень. Таким образом, получено документальное подтверждение, что мещеряки Земетчинского района, вызывавшие столько споров по поводу своей этнической принадлежности, являются чисто русскими людьми, жившими в Мещерском крае, отчего и прозваны мещеряками.
"Интересен в этом отношении "пулагай" так называемой "русской мещеры" (с.Мелехово Рязанской области и дер. Ушинка Земетчинского р-на Пензенской области), представляющий собой затканную полоску с очень длинной красной шерстяной бахрамой."
По переписи 1897 г. в Керенском уезде насчитывалось 17090 человек мещерской принадлежности. В этом уезде мещера основали села Большая и Малая Ижмора, Сядемка, Вяземка, Ушинка.
В 1698 г. на этих угодьях уже показаны крупное село Троицкое (Большая Ижмора), деревни Вяземка и Ушинка. Все крестьяне взяты из мещерского села Нармушадь и окружающих его деревень. Таким образом, получено документальное подтверждение, что мещеряки Земетчинского района, вызывавшие столько споров по поводу своей этнической принадлежности, являются чисто русскими людьми, жившими в Мещерском крае, отчего и прозваны мещеряками.
Мещера — народ; как «особое племя» рассматривается в «Материалах для географии и статистики России, собранных офицерами генерального штаба. Пензенская губерния» (СПб., 1867); во всеобщей переписи населения в 1897 насчитывалось 17090 чел., гл. обр. в Ижморской и Ушинской волостях Керенск. у. В Списке насел. мест. Пенз. губ. (СПб., 1869) М. отмечена в Керенск., Чембар., Наровч. и Н.-Ломов. уездах. Этногенез М. не выяснен. Большинство историков и этнографов отождествляет ее с мордвой. По их мнению, предками М. являются племена городецкой археол. культуры, жившие в 7 в. до н. э. – 5 в. н. э. между Рязанью и Касимовом. В результате славянской колонизации М. к 10 в. обрусела. Этноним М. впервые упоминается в рус. письменности в «Толковой Палее» (1350). На терр. Пенз. края М. появляются в 1571 в составе разъездных мещерских сторож, осуществлявших дозорную службу моск. правительства. Совр. иссл. показали, что пенз. М. – это русские, их говор схож с говором нек-рых сел Рязанской обл. Архивные находки подтверждают, что жители Большой и Малой Ижморы, Вяземки и Ушинки Земетч. р-на, отождествлявшиеся в 19 в. с М., переселились на р.Вышу в сер. 17 в. из рус. с. Нармушадь Рязанской обл. «Татарские» черты в одежде М., на к-рые указывают нек-рые этнографы, объясняются, скорее всего, культурным влиянием касимовских татар. Самоназвание пенз. М. – русские. Т. о., древняя М., жившая в среднем Поочье, близка мордве и муроме; пензенская же М. – рус. население, имеющее мало общего с древним населением края Поочья, ее прозвание восходит не к этнониму, а к топониму Мещёра.
Лит.: Справочная книга Пензенской губернии на 1901 год. Т. 2; Бахилина Н. Б. Мещерские говоры на территории Пензенской области //Труды Института языкознания АН СССР. Т. 7. М., 1957; Монгайт А. Л. Рязанская земля. М., 1961; Полубояров М. С. Заселение Пензенского края в 17 – начале 18 вв. //Земство. 1995. № 2.
М. С. Полубояров. Мещера / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001.
Представляются особенно важными сведения об одежде интересующих нас территорий. К сожалению, здесь не обошлось без ошибок. Выделяя в от дельную группу села, где бытовали красные распашные полосатые поневы с посконной основой и шерстяным толстым утком, авторы текста, кроме сел Темниковского уезда Тамбовской губернии, называют не только Ушинку и Вяземку Керенского у. Пензенской губернии, но с. Кириллово, где такую поневу никогда не носили (да и относилось село в дореволюционные времена к Спасскому уезду Тамбовской губернии).
Важной частью книги стало приложение статьи И.И. Шангиной «Обрядовая одежда восточнославянских народов в собрании Государственного музея этнографии народов СССР», в которой описан «пецальный» женский костюм с. Ушинки Керенского у. Пензенской губернии и на стр. 202 дано его черно-белое изображение49.
Другой комплект женской одежды, который определен с. Ушинка Керенского уезда Пензенской губернии оказался также неверно собранным: входящий в него запон на самом деле происходит из соседнего с Ушинкой с. Малой Иж-моры; рубаха является повседневной или «пецальной», в то время как остальные части - понева и нагрудник относят
Комментариев нет:
Отправить комментарий