пятница, 20 ноября 2020 г.

Моя большая котелинская семья

 Как сыграть традиционную свадьбу в Кадомском районе и какие из этих традиций пригодятся современным парам?

Если вы незамужняя женщина, которая хочет испытать невиданные доселе волнение и радость, отправляйтесь в село Котелино Кадомского района. Хотя, пожалуй, там будет интересно любому. Здесь хранят уникальные традиции свадьбы – с обстоятельной подготовкой, шумной веселой женитьбой в течение трех дней и «поджинками», которые длятся аж неделю. И когда фольклорный коллектив местного сельского дома культуры узнал, что в гости едут журналисты из Рязани, то очень обрадовался. Сельчане показали все детали «котелинской свадьбы» и, кажется, получили не меньшее удовольствие, чем мы… Но давайте по порядку.

Дано: мне 26, я никогда не была замужем, а единственная «традиционная сельская свадьба», которую я видела, включала традиции скорее советские. С поездкой в загс с лентами на капоте «жигуленка», песнями полувековой давности под баян и окрошкой с колбасой на столе. Благодаря проекту «Баба рязанская» мы с коллегами поднаторели в обычаях рязанской древности и даже побывали в роли подружек невесты (историю об этом читайте в предыдущем выпуске). Но новость, что я буду «невестой» на старинной свадьбе, меня по-настоящему обескуражила. И вот теплым осенним утром мы выезжаем в кадомское село Котелино, чтобы познакомиться с моей новой «родней и женихом».




Встреча. Сватовство

Котелино – тихое, уютное село с потрясающей красоты церковью Николая Чудотворца. Венчание в такой не забудешь! Но мне предстоит лишь инсценировка обрядов, проходивших до и после свадьбы. Возле сельского клуба нас уже ждут директор сельского дома культуры Николай Анатольевич Никитин, его супруга Надежда Владимировна и самодеятельные артисты из Котелина и Кадома. Все уже в старинных костюмах. «Мы помним каждую деталь обряда, потому что когда-то сами так выходили замуж», – признаются женщины. Меня одевают в повседневный наряд девицы, после чего дают пробежать глазами сценарий. И вот на сцене ДК, в декорациях русской избы, начинается первое действо.


Мы с отцом и матерью мирно ужинаем чем Бог послал, когда на пороге появляются сватьи. Предусмотрительные женщины не снимают верхней одежды: если в доме им откажут, можно не мешкая уйти. Сватьи намекают, что имеют купца на наш товар, то есть на меня, я смущаюсь и убегаю. В мое отсутствие родители успевают выторговать справедливые условия брака. Каждая сторона предоставит посильное приданое, которое нужно молодой семье. И, как бы ни вздыхала матушка, что я слишком молода, все решено. А значит, пора готовиться к свадьбе.

Девичник

Чтобы успеть сшить и украсить все вещи к сроку, мать приглашает знакомых девушек и баб помочь невесте. Что-то у меня уже есть, и работы еще много. Как насчет того, чтобы вручную сшить постельное белье с роскошным лоскутным одеялом, а также комплект одежды жениху?

За рукоделием подружки поют песни, но то и дело прерываются на плач вместе со мной. Всех успокаивает матушка, которая подносит помощницам по чарочке домашней бражки. Так и приданое готовится, и происходит нечто вроде коллективной психотерапии. Замужние женщины вспоминают, как страшно было им самим, и отводят душу, а девушки осознают, что не одиноки в своих проблемах. Жаль, что на современных девичниках принято отплясывать в ресторанах – все-таки общее дело сближает, как и совместное преодоление страхов. Иначе в будущем эти страхи могут настигнуть и начать отравлять семейную жизнь…

Обряд «Позыватые», или «Постель»

Утром перед венчанием замужние и незамужние родственницы со стороны невесты несут в дом жениха подушки, яркие лоскутные покрывала и другие предметы. По пути они приплясывают и поют частушки с гармонистом. Так родственники показывают односельчанам, что невеста работящая, а в доме молодых всего будет в достатке. Современные молодожены для такой демонстрации благополучия покупают дорогие наряды, закатывают пиры в ресторанах, арендуют лимузины… Казалось бы, цели у предков и потомков одни, а подход разный в корне. И мне симпатичнее котелинский вариант – потому что для свадьбы все делали в прямом смысле своими руками, заряжая вещи теплом и любовью.


Благодаря артистам из Кадомского районного дома культуры и Котелинского сельского дома культуры я пережила за несколько часов то, на что у людей прошлого уходили дни. И это потрясающий опыт, который мне еще предстоит серьезно осмыслить. Жаль только, что в прошлое уходит одна из самых колоритных и раздольных на Рязанщине свадеб – котелинская. Хорошо, что на селе остаются люди, которые помнят, любят и берегут свои традиции. А я теперь могу рассказать обо всем этом вам, дорогие читатели. И предложить запомнить что-нибудь из котелинских обрядов на будущее.

Первый день. Утро свадьбы

Для похода под венец меня наряжают в сложный костюм со множеством деталей. Волосы прячутся под головной убор с вышивкой. На светлую рубаху надевается «запон» – яркая кофточка, короткая сзади и длинная спереди, украшенная воланами. Самая интересная деталь – шерстяная юбка, которая здесь называется не «понева», а «понька». Ее повязывают на бедрах туго и максимально низко – примерно так, как в нулевые было модно носить джинсы. К этому наряду полагаются серые кожаные сапожки.


Пока меня одевают, я реву белугой, как и положено невесте. «Ой, миленькай тятека, ой, милая мамока, на кого ж вы мяня отдаёти?» – вывожу я и начинаю понимать, как волнительна свадьба. Даже если ты знакома с будущим мужем, приданого достаточно и жизнь обещает быть неплохой, впереди неизвестность. И свое счастье молодым придется строить самим, а возможно – и отвоевывать у строптивых родичей… Завоешь тут.

В завершение меня накрывают расписным платком, пряча лицо, и выводят к жениху. Моего суженого зовут Кирилл. Он русоволосый, голубоглазый и статный – прямо царевич из сказки. В горнице идет веселый выкуп, и подружки пытаются подшутить над парнем и показывают разных девушек под платками. Но когда жених поднимает покров на моем лице, уверенно произносит: «Моя!» И мы отправляемся под венец, после чего нас ждет пир в доме жениха.

Второй день: где же «ярка»?

После первой брачной ночи, по традиции, молодых будят с рассветом и устраивают им разнообразные испытания. Например, на пару брызгают холодной водой из колодца, чтобы никакая беда не смогла их разлучить. Также новобрачная должна показать свое смирение и трудолюбие, подметая рассыпанный в доме мусор.


Затем в дом жениха приезжает родня невесты. Они разыгрывают пропажу «ярки», то есть овцы, из их «стада». Подразумевается, что ярка – это я, и я прибилась к чужому дому. Когда меня выводят к родным, они говорят: «Ну раз она у вас прижилась, пусть здесь и остается!» Так все убеждаются, что брак закреплен.

В доме невесты: испытания и пир

Торжества второго дня проходят в доме невесты. Родственники со стороны мужа и новобрачные приходят не раньше обеда. Но сразу им в дом не попасть. Сначала у ворот путь супругам преграждает баба со ступой, которая толчет муку. «Теща у нас нерасторопная, блины зятю еще не испекла», – оправдывается она. Чтобы пройти дальше, женщину надо одарить подарком или хмельной чарочкой. Второе испытание – «баран»: еще одна родственница говорит, что не успела достричь шерсть. И «горе-парикмахеру», и мужику, который прячется под овечьим полушубком, тоже достаются дары. Наконец, у крыльца вход перегораживает лавка с неподвижно лежащей женщиной, над которой причитает другая. Плакальщице и «мертвецу» достаются свои подарки. Все эти инсценировки имеют глубокий смысл. Помол муки означает, что в доме живут в достатке. Овечья шерсть – символ тепла и уюта. А плач по умершей – метафора ушедшей девичьей жизни молодой жены.

А затем начинается пир с песнями и плясками до поздней ночи. На третий день все еще раз собираются в доме невесты. Молодым дарят вещи, полезные в хозяйстве, – от живого поросенка до иголки с ниткой, «чтобы жена за мужем шла». Денежных подарков, как и нелепых конкурсов, нет – вместо них предметы, сделанные вручную, и игры, передающиеся из поколения в поколение. И еда на свадебном столе сытная, но простая: холодец, сладкая пшенная каша, пресные пышки и котелинские щи из печи. Одним словом, никакого гламура и роскоши. Только радушие и теплота.


СВАДЕБНОЕ КОТЕЛИНСКОЕ МЕНЮ

ПЫШКИ  ПРЕСНЫЕ

Продукты: мука высший сорт, сода, сметана, яйца, соль, песок.

Сметану погасить содой, добавить яйца, соль, сахар, все хорошо  перемешать (можно немного взбить массу), добавить муку, вымесить тесто. Раскатать его  и нарезать  стаканом кружки. Противень смазать маслом растительным, выложить кружки теста, дать подняться тесту, поставить выпекать в русскую печь или  духовой шкаф при температуре 200 градусов.

ПЫШКИ  МАСЛЕНЫЕ

Продукты: мука высший сорт, сода, сметана, масло сливочное, яйца, соль, песок.

Сметану погасить содой, добавить растопленное масло, яйца, соль, сахар. Все хорошо  перемешать (можно немного взбить массу), добавить муку, вымесить тесто, раскатать его  и нарезать  стаканом кружки теста. Противень смазать маслом растительным, выложить кружки теста, дать подняться тесту, поставить выпекать в русскую печь или  духовой шкаф при температуре 200 градусов.

КАША ПШЕННАЯ

Продукты: пшено, молоко, соль, сахар, сливочное масло.

Пшено промыть, всыпать в кипящее молоко, добавить соль, сахар, довести до кипения   и поставить чугунок  в духовку. Перед подачей на стол добавить сливочное масло.

КОТЕЛИНСКИЕ ЩИ

Продукты: мясо, картофель, капуста квашеная, морковь, лук, вода, соль.

Продукты кладем  в чугун в произвольном соотношении. Ставим в русскую печь .

ХОЛОДЕЦ

Продукты: кусочки свиной головы, рульки, соль, вода, лавровый лист, репчатый лук.

Все перечисленные продукты положить в чугун или кастрюлю, и ставить варить на 5-6 часов.

Отделить мясо от костей, покрошить его, залить бульоном и поставить на холод для застывания.

КВАС С ХОЛОДЦОМ

Продукты: огуречный и капустный рассол, соленые огурцы и квашеная капуста, вареный горох, лук, холодец, хрен.

Соленые огурцы, холодец, лук  порезать, добавить квашеную капусту, вареный горох, тертый хрен. Добавить огуречный и капустный рассол, соль по вкусу.

«Поджинки»

Но и после трехдневной свадьбы молодые еще немного празднуют, прежде чем их поглощают домашние дела. Всю первую неделю после венчания они ходят по вечерам в гости к родственникам, ужинают и слушают наставления старших. И в каждом доме получают подарки: связку лучин, чтобы в избе всегда было светло, отрез ткани или, например, детскую люльку. Так супруги «поджинали» последний «урожай» своего торжества и начинали самостоятельную жизнь. Чтобы уже скоро помогать другим парам играть свадьбу, советовать, одаривать, а там и провожать к венцу своих детей.


Итог

Наши предки говорят нам: свадьбы играют не столько для того, чтобы поразить весь мир, сколько для того, чтобы сближать людей. Искреннее расположение и интерес друг к другу, совместная подготовка и творчество, родная музыка и народная поэзия – все это делает намного лучше любой праздник. И дарит надежду на то, что между людьми окрепнут дружба и любовь.

Мы благодарим руководителей фольклорного коллектива Котелинского сельского дома культуры Николая и Надежду Никитиных. Артистов коллектива Галину Соловьеву, Татьяну Вострухину, Наталью Алямовскую, Татьяну Никитину, Ольгу Зотову, Марину Грачеву, Наталью Лоскутову, Надежду Ахмедзянову, Татьяну Чиняеву. Артистку коллектива и повара Анну Грачеву, которая хранит старинные рецепты. Работников районного ДК Сергея Куршина и Сергея Конюхова, а также участников художественной самодеятельности учреждения Виктора Максимова и Кирилла Бабаева. И личная благодарность начальнику отдела культуры, спорта и туризма администрации города Кадома Наталье Нестеровой и фотографу, члену Союза фотохудожников России Анатолию Струнину. (Все его фотографии проекта «Баба рязанская» смотрите здесь.) С такой большой котелинской семьей праздник проходит незабываемо!









Екатерина Детушева (фото), Татьяна Кармашова (текст), Екатерина Детушева (видео)

https://rv-ryazan.ru/moya-bolshaya-kotelinskaya-semya/

Комментариев нет:

Отправить комментарий