На данный момент можно найти довольно много информации о таком термине как "мещера" или "мещеряки". Зачастую нечистые на руки авторы (в основном татары) пользуются тем, что дореволюционные исследователи не имея достаточных знаний и инструментов объединяли русскую мещеру и татар мишарей.
Вот например публикация Алимжана Мустафиновича Орлова "К вопросу о мещерском происхождении нижегородских татар (нижегородские татары – потомки древней мещеры)":
В своей книге «Географический и статистический словарь Российской империи», (т. III. 1861. С. 231) П.П. Семенов дал описание облика мещеряков (обрусевших татар-мишарей) Пензенской губернии. Он пишет, что они совершенно обрусели, забыли свой родной язык и говорят только по-русски, подобно своим русским соседям, исповедуют православную веру, ничем не отличаются от русских крестьян, кроме удержанного за собою названия мещеряков и легких оттенков произношения – употребления ц вместо ч и, может быть, легкого различия в чертах лица.
В своей работе П.П. Семенов не утверждает, что мещеряки обрусевшие татары-мишари, вот что он пишет:
"Мещеряки или мещера, турко-финское или лучше сказать отчасти отатарившееся, отчасти обрусевшее финское племя..."
Далее Семенов описывает всех "мещеряков", которые известны на тот момент, думая, что все они происходят от одного корня, что конечно же неверно исходя из современных научных данных.
Пензенские мещеряки, которых Орлов относит к мишараям, по словам Семенова концентрируются в следующих населенных пунктах: Ушинка, Б. и М. Ижмора, Вяземка, Буртас, Кандевка, Колесовка, Никольско и пр. (том.3)
В первом томе Семенов пишет о Вяземке буквально следующее:
"Вяземка, мещерякское село (каз.), Пензенской руб., Керенескаго уезда, в 24 вер. от Керенска, при р.Вяземке. Чис.жит. 2,411 д. об. п. мещеряков, перевезенных сюда из Касимовск. у., Рязанской г., 347 дв."
Даже известно из каких конкретно сел и деревень они были перевезены:
"В 1698 г. на этих угодьях уже показаны крупное село Троицкое (Большая Ижмора), деревни Вяземка и Ушинка. Все крестьяне взяты из мещерского села Нармушадь и окружающих его деревень. Таким образом, получено документальное подтверждение, что мещеряки Земетчинского района, вызывавшие столько споров по поводу своей этнической принадлежности, являются чисто русскими людьми, жившими в Мещерском крае, отчего и прозваны мещеряками."
Вот к примеру данные антропологии, которые красноречиво говорят о том, что родство русской мещеры и татар-мишарей вещь надуманная.
https://kadom-blog.blogspot.com/2020/11/blog-post_12.html
"Гипотеза о генетическом родстве русской мещеры и татар-мишарей в 50-е годы подверглась проверке учеными научно-исследовательского института антропологии МГУ. На основании антропологических материалов они высказались «против точки зрения, утверждающей единство происхождения мишарей и так называемой русской мещеры», и указали на возможность генетической связи русской мещеры с локальными «группами мордвы-эрзя»"
Продолжение следует..
Комментариев нет:
Отправить комментарий