На древних холмах
Природной достопримечательностью Кадома являются невысокие живописные холмы. Они придают скромному городку своеобразный и неповторимый облик. По происхождению - это геологические отложения ледникового периода, так называемые останцы, хотя в народе существовала легенда о том, что «горы» в Кадоме рукотворные, мол, насыпали их в старину по приказу хана Кадыма, чтобы надежно защитить город от нападения врагов и будто бы возвышались они сплошной стеной, да потом река разделила их надвое.
Легенда впечатляет. И все же холмы, высота которых от 18 до 25 м, оставил отступающий ледник. С 1977 года они охраняются государством как исторические ландшафтные объекты.
Всякий, кто приезжает в Кадом впервые, находит время подняться на холмы. Оттуда открывается чудесный вид. Улицы и дома, мост через речку, просторы ближних лугов и далекая стена леса – эта панорама выразительна в любое время года. Но даже не все местные знают, как называется каждый из холмов.
Первый - в направлении с запада на восток - носит самое древнее название: Кокуй. При археологических раскопках в 1930 году на нем обнаружены предметы бронзового века. Предания старины утверждают, что именно там собирались когда-то очень давно девушки и парни, жгли ритуальные костры, водили хороводы. Видимо, это место предназначалось для исполнения древнейших языческих обрядов.
С 1935 г. холм Кокуй стал кладбищем, местом прощальных слез и скорби о тех, что были среди нас и ушли в вечность.
Следующий в гряде - Безымянный холм. Здесь, по легендам, жил некий татарский хан, имевший тайные связи с крымским ханом. За его пособничество врагам русской земли дворец на холме был сожжен. Православные горожане «для очищения» построили на том месте деревянную церковь, но и она впоследствии сгорела от удара молнии. К сожалению, в настоящее время Безымянный холм практически разрушен, потому что отсюда в большом количестве брали песок на хозяйственные нужды, а затем, как раз через холм, была построена асфальтированная дорога по улице Горной. Самый примечательный из правобережных холмов зовется в народе просто - «Кадомская гора». В стародавние времена стоял здесь острог, где жил воевода. За двойными бревенчатыми стенами этого укрепления с башенками и бойницами проживал и сторожевой люд: пушкари, затинщики, а также приказные служащие. Лишь в середине XVII века, когда угроза набегов крымских татар перестала быть актуальной, служилые люди начали поселяться не в крепости на горе, а внизу, на посаде. На протяжении двух следующих столетий на месте бывшего острога не раз находили средневековые предметы воинского назначения: пятипудовые цепи, замки от старинных ружей-пищалей, чугунные ядра. Суровый отзвук минувших времен слышится в названии озера Кандаль, расположенного у подножия холма.
В начале XIX века в северо-восточной части холма, примерно там, где сейчас стоит телевышка, была построена Вознесенская церковь. С тех пор холм стал называться Вознесенским. Постепенно вокруг церкви образовался погост. По каким-то причинам церковь пришла в упадок еще до революции. Кладбище просуществовало дольше, но в 30-е годы местные власти решили его ликвидировать, а для захоронений отвели территорию на холме Кокуй.
Последний в цепи кадомских холмов - Преображенский - расположен на левом берегу Мокши. Называется он так же, как и церковь, возведенная на нем в 1735 г.
Преображенская церковь - каменная, пятиглавая, с красивой трапезной и высокой колокольней - была окружена с двух сторон березами, вязами и дубами, посаженными некогда по краю холма.
Исторические предания об этой церкви уходят в глубину веков. В конце XIII века ордынский хан Бахмет владел Мещерским краем. А его сын Беклемиш принял в старости христианскую веру и стал зваться Михаилом. В честь своего преображения, как говорится в легенде, он построил в Андреевом городке, будто бы находившемся на заречной горе, деревянную церковь Преображения. Впоследствии так же стал называться воздвигнутый на ее месте белокаменный храм XVIII века и сам холм, где до сих пор сохранились храмовые постройки.
Среди икон Преображенской церкви было несколько особенно замечательных. Икона Казанской Божьей Матери имела серебряный оклад, лики и фигуры святых были выписаны точно, до мелочей. Изображение Богородицы покрыто ризой из скатного жемчуга, венец на иконе - из мелких самоцветных камней.
По преданию, эта икона была пожертвована Петром I из какогото стрелецкого полка, когда царь, расправившись со стрельцами сторонниками царевны Софьи, ссылал их в глухие дальние края на сторожевую службу. Возле Преображенской церкви располагалось кладбище заречной стороны, начальное приходское училище и тихая женская духовная обитель, где жили всего 30 сестер. Основательницей ее была старица Матрена Васильевна. Сто с лишним лет назад кадомский купец М.Ф. Рожнов на личные средства построил при церкви богадельню. Он же и содержал ее на проценты от специально помещенного капитала.
В недоброй памяти 30-е годы храм на холме обезглавили, сбросили колокола. Церковные ценности бесследно исчезли. Помещение приспособили для хозяйственных нужд. В начале 50-х в бывшей богадельне разместили детский дом. И уже четверть века в уцелевших церковных постройках находится учебный корпус профессионального училища.
Более шестидесяти лет уже не существует Преображенской церкви - последней из церквей на холмах. Время сильно изменило то, что создавалось людьми. Сотворенное природой оказалось долговечнее. Выстояли под напором веков и событий древние холмы. Именно с их высоты открывается ныне спокойная, величавая красота заповедного места, лежащего в изумрудной чаше окрестных лесов на двух берегах извилистой речки.
http://lifft.ru/wp-content/uploads/2019/12/LIFFT-3Ryazan-dekabr-2018.pdf
Комментариев нет:
Отправить комментарий