Общее·количество·просмотров·страницы

пятница, 10 сентября 2021 г.

Немчины

 Отголоски «Ливонской» войны:  потомки пленных прибалтов в Темниковском уезде

Немчин(немец) Айкейка, проживал в дрв. Ефаеве, принадлежал Хозяшу-мирзе Дулатову.

Немчин(немец) Мартынка, крестьянин. Проживал в починке на речке Шаврее у сток Онкалея, который был куплен у татар князем Булаем Кудашевым (купчии 90-го и 93-го годов).

Немчин(немец) Микулка, проживал в дрв. Ефаеве на речке Ракшекшлеи, принадлежал мирзе Чекашу Мамлеиву.

Немчин(немец) Онтушка, принадлежал Елмаметю княж Еникееву, проживал в остроге в Большой Шурлейской слободе Темникова.

Немчин(немец) Онтушка, принадлежал Килмамаю мирзе княж Кулунчакову, проживал в остроге в Большой Шурлейской слободе Темникова.

Немчин(немец) Паулька, проживал в дрв. Ефаиве принадлежал «на их жеребей» Избяк мирзе княж Ефаеву, Бигилди мирзе княж Кудашеву, Баик мирзе Исякову и Курмаш мирзе Утешеву.

Немчин(немец) Тумаска, проживал в Темникове в Шурлейской слободе, принадлежал вдове Енака Мамлеева и их детям: Сюнчелею, Сюнбаю, Енбаю, Беркею и Аюкаю Енаковым, «а живут на одном хлебе, а служат с одново двора».

Немчин(немец) Худяк, проживал в дрв. Еналеиве на речке Исе, принадлежал Келмамету и Уразмамету Трегуловым.

Латыш Юрка, проживал в деревне Адаеве, принадлежал Евгостею мирзе Тенибякову.

Латышь Кушка, проживал в дрв. Полянке, принадлежал Ишею мирзе Алмакаеву.

Литвин Минька, крестьянин, проживал в дрв. Вечконине, принадлежал Усекаю мирзе княж Тенишеву и Бигилдею княж Куедашеву.

Источник: Приправочный список с дозорной книги города Темникова и Темниковского уезда 1613/14 г. / сост. М. М. Акчурин, А. В. Беляков.

Тумаска -Томас,Паулька -Пауль,Мартынка-Мартин ...

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Часть списков ливонских полоняников -латышей  и немцев(немчинов) из писцовой книги Казанского уезда 1602 год

Гришка приходец, латыш (дв. в поместье Еналея Елмаметева), дер. Урмат — 138. 138 об.
Исеигильдейко, приходец, латыш (дв. в поместье Едигеря Шигалеева), дер. - Исламизированый латыш rolleyes.gif
Мих, латыш (дв. в поместье Камая Смиленева), починок Чебок Смасов — 113.

Апца Кутлеяров, немчин, (чюв. дв. в поместье Камая Смиленева), село Урсек — 109.
Апца Сонталеев, немчин (чюв. дв. в поместье Бакшанды Нурушева), село Урсек — 103 об.
Данилко — немчин (чюв. дв. в поместье Бакшанды Нурушева), дер. Крас ная — 104.
Матиш, немчин (люц. дв. в поместье Исея Утеева), дер. Старый Менгерь—• 180 об.

Из этого списка один латыш уже принял Ислам .
Енгильдей Немиров (люц. дв. в поместье Багиша Яушева), дер. Тамгачи — 1 об.
принял Ислам, а фамилия пока еще не изменилась. Он полоняник ,но происхождение неизвестно.
Все  немцы(немчины) и латыши жили с  Мусульманами-татарами  в татарских селах.
 Все эти перечисленные села и сейчас существуют и они татарские .Немцы Апца Кутлеяров  и  Апца Сонталеев уже с татарскими фамилями.У потомков  этих полоняников к концу 17 века уже перестанут указывать на их прибалтийское происхождение т.е они к этому времени полностью отатарились .
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Перепись 1646 года по Казанскому уезду:
Деревня, что был починок Уньба
- Айтуганко Иреев с сыном Айтуганком, да с пасынки с Янбахтейком, да с Янбайком, Айтуганка родом немчин(немец).
- Янгулко Янов з детми с Уранчейком, да с Янгилдейком, а Янгулко родом немчин(немец).
- Курозайко Иреев з детми з Бектяшком, да с Кулбайком.
- Минейко Бекбулатов, родом немчин(немец).

Деревня за Ашитом рекою Посердеврашка, а в ней поместье служилых татар
Уракчейко Елдашев, родом литвин(белорус), Крычевского полону.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
"В середине XVII века наиболее состоятельным в д.Ура(современный Арский район, Татарстан), из рода
Кара бека являлись семьи братьев Ходаяра и Кильдияра Хозясеито-
вых, а также их двоюродного дяди Ямейки Байсеитова, владевшие
крепостными  душами (немцами), приобретенными в военных
походах."

д.Ура, Алатская дорога, Казанский уезд

Деревня Уру, а в ней поместье служилых тотар:

- помещик служилой тотарин Мурзагилдейко Маметев с сыном с Килмаметком, у Килмаметка сын Бекбулатка.

- помещик служилой татарин Ямейко Байсеитов с сыном с Килмаметком, да у него ж доморощеной человек
  Уракчейко Ондреев.

- помещик служилой тотарин Биктемирко Килдеяров з братьями с Асенком, да с Сююнком, да дворовой человек     .           
  Чеплемышка Килдеяров

- помещик служилой тотарин Янмурзейко Хозясеитов з детми з Бекмаметком, да с Кулмаметком, да с Уразмаметком.

- помещик служилой тотарин Маметшерипко Кудеяров с сыном с Кутлуйком.

- помещик неверстаной служилой татарин Кусекейко Кудеяров з братьями с Алмаметком да с Абдулком, да с
  Табылдейком, да дворовой человек Айгилдейка Айкин, родом немчин.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В 30-х гг. XVII солдатскому строю стали обучать стрельцов. Как правило, исследователи цитируют обнаруженные С.К. Богоявленским в столбцах Владимирского стола Разряда документы 1639 г. о первых попытках введения ратного обучения "приборных людей". В них упоминается о распоряжении властей находившимся в Туле московским стрельцам пройти обучение у полковника А. Крафтера, который должен был "учить солдатскому строю" личный состав стрелецких приказов А. Полтева и М. Баскакова. Особый интерес историков вызвали жалобы стрельцов, пытавшихся добиться отмены этого решения ссылками на то, что "они де искони вечно в солдатском строе не бывали <…> и им де будучи в солдатском строе вконец погибнуть и промыслов своих отбыть". Протесты стрельцов вынуждают исследователей считать произошедшее уникальным случаем, хотя и подтвержденным затем твердым решением правительства. Незамеченными остаются другие факты обучения стрельцов военному делу. Между тем, за год до описываемых событий служилый иноземец "потешник Ивашко Ермис" бил челом государю, сообщая о необходимости выделения ему помощников. В частности он писал: учу я ныне твоих государевых трубников из дворца 20 человек, да из Иноземского приказу 19 человек; да я ж по твоему государеву указу, учу ратному строенью Иванова приказу Головленкова 600 человек стрельцов (выделено мной – В.В.), и у того всего ученья живу я один; и одному мне у того дела, у трубничья и у стрелецкого ученья, быть не уметь и не успеть, и русский язык мне не весь сполна заобычен". Завершая челобитную, Ермис просил московское начальство выделить ему в помощь "иноземцев последней статьи сержантов Джан Михеля ида Павла Афанасьева, которым все его ученье и русский язык весь за обычай". Чрезвычайно важным представляется другой факт: спустя 4 года, в июне 1642 г. на полях под селом Покровским, тот же "немчин Иван Ермис" обучал московских сотников и стрельцов "Иванова приказу Головленкова". Налицо установившаяся система обучения военному делу и последовательность проведения ее в жизнь.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
запись в ревизских сказках Арзамасского уезда за 1762 г. о дочери пленного Шведа ("У него жена Алена Клементьева дочь 60 летъ [очевидно, на момент переписи 1762 г., т.е. родилась в 1702 г.] в замужество взята из полоненыхъ швецкой нацiи" - имена православные, потому что "Немцев" заставляли переходить в Православие чтобы жениться на Русских). По датам вроде похоже на пленного после Полтавы

Комментариев нет:

Отправить комментарий