понедельник, 13 ноября 2023 г.

К вопросу заселения некоторых деревень Темниковского уезда (владения Посниковых).

К вопросу заселения некоторых деревень Темниковского уезда (Ново-Николаевка и другие владения Посниковых)

Ново-Николаевка — маленькая, а по размерам XIX века — крошечная деревня в Темниковском уезде, который был слабо населён и сейчас и в XIX веке. Это зона этнического соприкосновения с мордовой, с татарами. Сама деревня находится на берегу реки, к северу от города Кадом,сегодня от места, где она находилась, до места встречи трёх регионов — Рязанской области, Мордовии и Нижегородской области, совсем недалеко, - около 20 км.

Существование такой крошечной деревни в XIX веке было экономически необоснованным, они появлялись только в двух случаях, - волей помещика, например, для заселения перспективного участка, например, берега реки, либо в случае выделения государством земли для своих бывших солдат, отслушивших рекрутчину (в этом случае помещики должны были выделить часть земли для «казённых поселян», что постоянно приводило к судебным разбирательствам).

Однако мы точно знаем, что Новая Николаевка была помещичьей и принадлежала Постниковым, значит — возможен только вариант с переселением.

Мы точно знаем, что на 1862-1863 год деревня уже была — она есть в метрических книгах, а вот на картах Менде, которые были сняты в 1850-м году, её ещё нет.

Однако совсем рядом находится деревня Николаевка, действительно логичный вариант, что Ново-Николаевка была основана выходцами из Николаевки. Кстати, как мы помним, священник при внесении записей в метрическую книгу постоянно путает «Николаевку» и «Ново-Николаевку», с другой стороны, непонятно, когда он путает две деревни, а когда действительно речь идёт о родственниках, одни из которых остались в Николаевке, а другие перешли в Ново-Николаевку.

Более того, была внимательно проверена VIII народная ревизии 1834 года, так вот в это время в этих местах не было не только деревни Ново-Николаевки или Николаевки, но и самих господ Пос(т)никовых. У них просто не было в 1834 году владений в Тамбовской губернии!

Была проверена метрическая книга сёл Четово и Енкаево за 1810 год, выяснилось, что в начале XIX в неё ходили только выходцы из этих сёл, которые принадлежали господам Баташовым и Нестеровым.

Кроме этого дополнительный материал дали некоторые названия дел в составе Российского государственного исторического архива (РГИА) в Петербурге, так например:

Дело о выкупе земельных наделов временнообязанными крестьянами у Посниковых Ф.Ф., Н.Ф., О.Ф. и Гамильтон З.Ф. деревни Ново-Николаевки. (Тамбовская губ.) 30 ноября 1890 г. - 21 января 1891 г.

Был также и такой конфликт:

Второй (крестьянский) департамент Сената. 1887 г. О возвращении обществу крестьян деревни Новой Николаевки 37 десятин земли, отрезанных помещиком Посниковым за неуплату оброка. Тамбовская губерния, Темниковский уезд

А ещё раньше они крестьяне выкупили Николаевку Дело о выкупе земельных наделов временнообязанными крестьянами у Посниковых Ф.Ф., Н.Ф., З.Ф., Н.Ф., Ф.Ф., О.Ф. деревни Николаевки. (Тамбовская губ.) 18 мая 1873 г. - 13 февраля 1874 г

Из этого дела следует, что временнообязаннные крестьяне, которые должны были почти до 1905 года платить «ипотеку» своим бывшим помещикам за свою землю, скинулись, и выкупили её уже в 1890-1891 годах, а в 1874 году деревню выкупили крестьяне деревни- «метрополии», то есть места выхода.

Кому принадлежала Николаевка? Не смотря на удалённость этих мест, некоторые деревни были разделены между несколькими владельцами, например, часть Николаевка принадлежала Ольге Николаевне Кугушевой, которая принадлежала к могущественному клану князей Кугушевых, или, говоря языком тех времён, у неё в деревне Николаевке был жеребий.

Надо было изучить какие ещё деревни принадлежали Постниковым? Благодаря земскому описанию Темниковского уезда стало ясно, что в 1860-х годах это были деревни Надежка, Спасская Рамень и село Чермные, при этом поведение крестьян во всех этих деревнях похоже — в 1880-году они постарались выкупить свои наделы Посниковых. А где же здесь Николаевка? А её нет! Деревня Николаевка, также как и Ново-Николаевка до 1862 года также не упоминается.

Впервые Ново-Николаевка появляется в списке населённых мест в 1862 году под названием «Николаевка»,в то время как Николаевка фигурирует под названием «Николаевка на Прундасе».

Почему? А потому что для дореволюционной России было совершенно нормально, что у деревни было 2-3, а иногда 4 названия, они могли существовать единовременно, или меняться каждые 20-30 лет.

Единые названия населённых пунктов уточнялись (кодифицировались) волнами. До Генерального межевания 1750-1850 годов по всей России существовало большое количество деревень под названием Блядино, Сукино, и т. д. К XIX веку с неблагозвучными названиями более менее разобрались, однако с дублями не могли разобраться вплоть до советской власти. Сплошь и рядом была ситуация, когда священники называли деревню одним манером, а в нецерковных документах название было совсем другое!

Но кто же был этот загадочный Ф.Пос(т)ников, который владел Ново-Николаевкой?

Это Посников Фёдор Николаевич, (1784-1841) полковник Лейб-гвардии Семёновского полка, 16 августа 1812 назначен командующим полком, генерал-майор, шеф Малороссйского гренадёрского корпуса, начальник 6-го отделения Корпуса внутренней стражи, состоял во внутренней страже (1829-1834 гг), в оставке с 5 декабря 1834 года. Женат на дочери коллежского асессора Вере Андреевне Баташевой, имел детей: Фёдора, Александра, Любовь, Надежду, Веру.

Теперь ситуация становится понятнее — эти деревни принадлежали Вере Андреевне Баташёвой-Посниковой, при этом, они и после брака остались её собственностью и перешли её детям. Баташевым принадлежали многие окрестные деревни и сёла, например, Енкаево и Четово.

А кем же была Вера Андреевна Баташева? Дочерью Андрея Родионовича Баташева (1729 - 1799) , одного из братьев Баташевых, лидеров российской металлургии и человеком, с кем связаны тёмные и страшные легенды, сама Вера Андреевна была интересным человеком, в частности, она встречалась с Серафимом Саровским и именно она подарила его монастырю несколько десятин своей земли — неудивительно, ведь, от родины Романовых до Саровского монастыря недалеко.

Что же интересовало Баташевых в этих местах? Прежде всего: лес для огромных железоплавильных заводов, которые располагались именно в Темниковском уезде, однако к 1840-1850 годах они пришли в запустение и были, как правило, закрыты.

ЗАГАДКА ВЕРЫ БАТАШЕВОЙ ИЛИ РАЗДЕЛ 1835 ГОДА

Далее путь лежал в Российский государственный исторический архив (РГИА), в котором хранятся дела о том, как крестьяне выкупали свои наделы, у помещиков, в частности, крестьяне Ново-Николаевки сделали это в 1890 году, это рассказывает дело: Ф. 577 Оп. 40 . д 2010

Дело о выкупе земельных наделов временнообязанными крестьянами у Посниковых Ф.Ф., Н.Ф., О.Ф. и Гамильтон З.Ф. деревни Ново-Николаевки. (Тамбовская губ.) 30 ноября 1890 г. - 21 января 1891 г. , которое хранится в Петербурге,но, слава богу, через систему удалённого доступа Президентской библиотеки смотреть его можно и в Москве.

Итак, по этому делу выясняется, что по X народной ревизии в Новой Николаевке жило 554 (наверняка, это ошибка и имеется в виду 55 душ, а не 554,в Новой Николаевке никогда не могло жить столько людей) на 1862 год, на время, когда составлялась уставная грамота, т. е. документ, который определял отношения помещика и крестьянина после освобождения крестьян в 1861 году -49 душ, однако к тому время когда пошёл реальный выкуп надёла, умерло 15 домохозяев, которые также имели право на выкуп надела, таким образом, осталось 34 человека. Среди умерших был и Емельян Миронов.один из сыновей Мирона, таким образом, мы понимаем,что Мирон умер между 1862 и 1889 годом.

Такие дела всегда полны различными земельными тяжбами, наложениями запрещений на имения из-за просроченных платежей, ссорами с крестьянами. В них, без сомнения, участвовали и наши родственники, однако к тому времени представители старшего поколения — Мироновичи, уже все умерли, они среди участников раздела не упоминаются.

Из живых родственников, кто был представителем крестьян со стороны 39 семей, что имели право на выкуп в 1890-1891 годах, участвовал Яков Васильев

Главное, что удалось узнать, это истори происхождения Новой Николаевки и её крестьян. Владельцы этой деревни в 1890-м году нас не интересуют, они так или иначе были потомками Фёдора Фёдоровича Посникова, который сам эту деревню (и другие деревни, всего их было 5 в Тамбовской губернии и 2 в Рязанской) не приобретал. Все деревни достались ему от матери- Веры Андреевны Посниковой- Баташёвой, а ей — по раздельному акту с братьями и сёстрами, а также с дядей, который имел место в 1835 году и был зарегистрирован во Владимирской гражданской палате. Вообще в то время Вера Андреевна жила в Меленковском уезде Владимирской губернии, в одном из поместий отца.

Итак, что мы теперь знаем точно: в 1834 году, во время VIII народной переписи, деревни Новой Николаевки не существовало точно. В 1858 году она уже существовала на известном нам месте и в ней жило 54 главы семейства (что для русской деревни немного).

За время с 1834 по 1858 год либо Вера Андреевна, либо её муж — Посников Фёдор Николаевич (1784-1841), если речь идёт о времени до 1841 года, т. е. до момента его смерти, принимают решение об основании деревни Новой Николаевки и переселении туда крестьян, возможно, из деревни Николаевка, которая, кстати, имела такое же происхождение как и у Новой Николаевки, т. е. досталась Вере Андреевне по раздельному акту 1835 года, а наполовину по этому же раздельному акту осталась в собственности Баташёвых.

Когда сообщается о раздельном акте, имеется в виду земля, а не крестьяне, крестьяне могли быть переселены.

Сейчас наш путь лежит в Государственный архив Владимирской области, где хранится личный фонд Баташевых и где мы надеемся получить информацию о подробностях того самого раздельного акта 1835 года и раскрыть загадку — откуда всё-таки были переселенцы Романовы во вновь созданную деревню.

Для того,чтобы определить предысторию владения деревней, мы обратились к фонду 600 (фонд Баташёвых), Государственного архива Владимирской области (ГАВО)

ф 600 оп 2 д 329 Опись крепостных документов и планов по разделу с Баташевыми Веры Баташевой

При изучении этого документа выяснилось,что отец Веры купил интересующие нас земли у Алексея Всеволжского, в частности,им были куплены деревни 1. Четово, 2. Енкаево, 3. сельцо Пургасово, 4. деревню Калитино, 5. Кущатино (Кущалино) и пустошь Пялисово, Шапкино, Исеева.По другим сведениям в купчей также присутствовали 6. Успенское Чёрмные тож 7. Княжьи Починки.(ГАВО ф 600 оп 2 д.147)

Андрей Родионович Баташев получил в 1798 году (по другим сведениям в 1793 году) 998 душ крестьян и дворовых от Всеволода Андреевича Всеволжского и наша надежда состоит в том,что исследуемые нами предки могли находиться среди вот этих вот купленных крестьян.

Сам же Всеволжский получил эти земли от Луки Ивановича Заседского,который продал их в 1746 году жене Алексея Степановича Всеволжского,то есть отца Всеволода Алексеевича Всеволжского, которая была сестрой Луки.

Правда, не только от Всеволжского Баташев получил данные земли: в 1808 году купчая была дана от сержанта Ивана Чурмантеева поручику Андрею Баташёву на имение в Темниковской округе в урочище у бывшей деревни Исеевой 3 четверти, на Высоком поле -2 четверти, на Кускине Полянке- 3 четверти. Как мы видим,эти покупки проводились без людей.

«В 1810 году получил документ от отказе имения за стольника Ивана Баскакова, жеребей в селе Четове ,да в деревне Пялисове,да в пустоши Шапкиной,да в разных урочищах». «Жеребей» в данном случае означает «участок земли».

В 1810 году с отказных книг за Фёдора Поливанова половину деревни Четова, на Полянку Разундана(возможно,то же самое,что и Кускина Полянка), треть деревни Починка,Енкаево, жеребей деревни Калитино,сельца Пургасова.

В 1817 году Баташёв судился с прапорщиком Иваном Малаховым за сельцо Верхнее Малахово,а с помещиком Енголычевым судился в 1818 году за пустошь Павловскую.

В 1827 году всем владели уже опекуны детей Баташёва, и они получили во временное управление 1) Четово, 2)Енкаево, 3) Пургасово, 4) Калитино 5) Кущатино (Кущалино) пустошь Пялисово ,Шапкино,Исеево, также упоминается деревня Успенское Чёрмное тож, обращает на себя отсутствие деревни Княжьи Починки.

При этом и Баташев и его наследники постоянно участвуют в судах на выделение земли казённым поселянам,в данном случае это те,кто избавился от крепостной зависимости за счёт службы в Русской императорской армии по рекрутчине,после такой службы бывший помещичий крестьянин и его дети (но только те,кто был рождён уже после того, как отец был отправлен в армию) становились свободными и им обязаны были выделить участок земли.

Однако если внимательно посмотреть те ревизские сказки помещичьх крестьян, которые сохранились, то хорошо заметно, что ревизские сказки помещичьих крестьян на букву «Б» не сохранились, что закрывает для нас возможность исследования по линии Романовых дальше.

ф 12 оп 1 д 1439 Ibid В-3

ф 12 оп 1 д 1442 Помещичьи крестьяне , литеры владельцев И-К

ф 12 оп 1 д 1438 Помещичьи крестьяне литеры владельцев М-П

ф 12 оп 1 д 1431 Ревизские сказки Темниковского уезда (помещичьи крестьяне на литеры владельцев Р-С)

ф 12 оп 1 д 1432 Ibid С-Ф

ф 12 оп 1 д 1433 Ibid У-Ф

ф 12 оп 1 д 1434 Ibid Х-Ю

Вывод: вероятно, Романовы были куплены в составе 998 душ от Всеволода Андреевича Всеволжского в 1793-1798 годах, однако доказать это могли бы только ревизские сказки помещичьих крестьян VIII-Х ревизий (1834-1858 гг), где мы могли бы вычислить «наших» по нечастому имени «Мирон».

https://ouranopolis.livejournal.com/1083996.html


Комментариев нет:

Отправить комментарий