Тамбовские епархиальные ведомости. Тамбов, 1916 № 1/2
Мѣстности Тамбовской епархіи, замѣчательныя въ историческомъ отношеніи.
VI. Древности заштатнаго города Кадома.
Кадомъ, нынѣ заштатный городъ Темниковскаго уѣзда, является, безъ сомнѣнія, старѣйшимъ исторически извѣстнымъ населеннымъ пунктомъ Тамбовскаго края. Названіе города, объясняемое финскимъ происхожденіемъ, заставляетъ предполагать, что основаніе его принадлежитъ не русскимъ, а туземцамъ, т. е. мордвѣ или буртасамъ. По всей вѣроятности, Кадомъ принадлежитъ къ числу укрѣпленныхъ мѣстечекъ, въ которыхъ, по свидѣтельству нашихъ лѣтописцевъ, укрывалась мордва во время войнъ. Первыя свѣдѣнія конца XII и начала XIII в. в. относятся не къ къ настоящему Кадому, а болѣе древнему, находившемуся вверхъ по теченію р. Мокши въ 8 верстахъ отъ новаго Кадома. Но какъ бы то ни было, а городъ съ этимъ названіемъ уже существовалъ въ вышеозначенный періодъ времени. Изъ лѣтописныхъ сказаній видно, что въ эту самую пору среди мордвы обнаружилось сильное стремленіе къ объединенію, къ чему вынуждали этотъ народъ и внѣшнія обстоятельства,-натискъ со стороны русскихъ князей. Предводителемъ ихъ былъ въ то время одинъ изъ туземныхъ старшинъ Пургасъ, напоминаніемъ о которомъ можетъ служить село Пургасово, лежащее на Мокшѣ, въ 8 верстахъ отъ Кадома. Противникомъ Пургаса явился другой князь Пурешъ, считавшійся ратникомъ или присяжнымъ данникомъ Великаго Князя Владимірскаго.
Возникшая между этими предводителями распря, ослабляя силы мордовскаго племени, облегчила русскимъ князьямъ движеніе въ глубину мѣстнаго края. Съ тѣхъ поръ, т. е. съ XIII вѣка, русскіе начали селиться въ мордовской землѣ, несмотря на то, что ее безпрестанно тревожили болгары и половцы.
Въ Кадомскомъ уѣздѣ обитало также нынѣ совершенно исчезнувшее племя Буртасовъ.
Городъ Кадомъ былъ хорошо извѣстенъ болгарамъ и половцамъ, которые вели съ нимъ оживленную торговлю. Предметами этой торговли, вѣроятно, служили: звѣриныя кожи, медъ и соколы, чѣмъ богата была въ особенности земля Мордовская; объ этомъ свидѣтельствуетъ, между прочимъ, Рубруквисъ, посолъ французскаго короля Людовика IX-го, посѣтившій этотъ край въ концѣ второй половины XIII-го столѣтія. Когда образовалось Рязанское княжество, Кадомъ вошелъ въ составъ послѣдняго. Рязанскіе князья находили нужнымъ держать въ немъ своихъ намѣстниковъ; изъ нихъ одинъ, Матвѣй Андреевъ, былъ убитъ въ 1209 году возмутившимися гражданами; съ этого-то нечальнаго момента городъ впервые становится извѣстнымъ въ исторіи. Время образованія новаго Кадома установить довольно трудно. Вторично городъ упоминается уже въ раздѣльной грамотѣ Димитрія Донского подъ 1381 г. вмѣстѣ съ Елатьмою и Темниковымъ. По этой раздѣльной Мордовская область мещера, купленная Великимъ княземъ у тамошняго крещенаго князя Александра Унковича, остается за Москвою.
Будучи укрѣпленъ, подобно старому Кадому, новый Кадомъ служилъ наблюдательнымъ пунктомъ за Мордовскимъ населеніемъ и татарами. Первоначально городъ отдавался Московскимъ правительствомъ на кормленіе нѣкоторымъ татарскимъ князьямъ на правахъ самостоятельнаго удѣла; но въ 1426 году Великій князь Василій Темный отдалъ Кадомъ одному изъ Московской боярской фамиліи Протасовыхъ-Григорію, воеводѣ Мценскому, одержавшему въ 1423-1424 г. г. рѣшительныя побѣды надъ татарами. Права эти были вновь подтверждены Великимъ Княземъ Василіемъ III въ 1508 году, несмотря на то, что Григорій Протасовъ былъ виновникомъ побѣды Улу-Махмета надъ русскими. При Іоаннѣ Грозномъ Кадомъ служилъ мѣстомъ ссылки многихъ опальныхъ гражданъ Великаго Новгорода, Ярославля и Костромы. Въ это же царствованіе, отъ 1539 года, была дана грамота князю татарскому Янглычу, родоначальнику князей Янгалычевыхъ, владѣвшему Кадомскою мордвою, Изъ грамоты узнаемъ, между прочимъ, о его правѣ судить по всѣмъ дѣламъ.
Въ смутный періодъ Кадомъ былъ взятъ поляками. Въ 1646 г. Кадомскій воевода Богданъ Миничъ Дубровскій вмѣстѣ съ воеводою Шацкимъ Григоріемъ Гавриловичемъ Пушкинымъ отправляется «во вторыхъ послахъ» въ Швецію для переговоровъ.
Въ 1652 году въ Старомъ Кадомѣ основано Старо-кадомская Троицкая Мужская Пустынь, изъ которой въ 1659 году вышли монахи во вновь образовшійся въ это время Темниковскій Санаксарскій монастырь.
Въ 1682 году въ грамотѣ на имя Кадомскаго стольника князя Ивана Сунчалѣевича Кугушева въ послѣдній разъ упоминается о Буртасахъ,-народѣ, нѣкогда населявшемъ Кадомскій уѣздъ. Въ грамотѣ говорится: «и ты бы отдалъ ему (новому Кадомскому воеводѣ) новокрещеннымъ и Мордвѣ и Буртасамъ имянные списки и ясачныя книги, по чему съ Буртасъ и Мордвы собираютъ ясакъ».
Въ 1708 году Кадомъ причисленъ къ Казанской губерніи, въ 1719 году назначенъ уѣзднымъ городомъ Тамбовскаго намѣстничества, а съ 1787 года оставленъ за штатомъ.
Случайныя раскопки въ Вознесенскомъ курганѣ обнаружили цѣпь, ядра и картечь; а преданіе указываетъ еще на кладъ, будто-бы зарытый подъ самой церковью на курганѣ *). Въ городѣ имѣются Троицкій соборъ и Никольская церковь постройки-первый 1748 г. и вторая 1746 г.
Въ бывшемъ Кадомскомъ уѣздѣ проживало много знатныхъ татарскихъ выходцевъ, которые селились здѣсь съ дозволенія Московскаго правительства съ конца XIV в., когда начала ослабѣвать Золотая Орда.Имъ даются земли съ финскимъ населеніемъ съ правомъ суда и дани въ ихъ пользу, за что они защищаютъ государевы окраины отъ своихъ единоплеменниковъ. Такихъ владѣтелей «завѣщаніе царя Іоанна Грознаго» знаетъ подъ именемъ «мордовскихъ князей». Функціи мордовскихъ князей походили на функціи кормленщиковъ. Между такими владѣтелями, кромѣ князя Янгалычева, о которомъ упомянуто выше, были: Кугушевы. Тенибяковы и др. Въ Кадомской писцовой книгѣ подъ 1625 г. о лѣсныхъ владѣніяхъ князя Колубая Тенибякова сказано такъ: «у князя Колубая лѣсъ большой хоромный и дровяной и бортныя ухожья и сколько мѣры тому лѣсу того не записано», («Изв.». в. 26, стр. 57). Про другого Кадомскаго владѣльца сказано: «У того Слѣпцова лѣсъ хоромный за р. Еремшею, и тотъ лѣсъ по красную сосну и за оную на 20 верстъ». (Ibid.)
Изъ упраздненныхъ городовъ нашей окраины Кадомъ сохранилъ почти всѣ учрежденія, свойственныя городу. О былыхъ болѣе лучшихъ временахъ Кадома сохранилась поговорка, которую я неоднократно слышалъ въ дѣтствѣ отъ своей бабушки: «Куда намъ гадамъ ѣздить въ Кадомъ».
Н. Ларинъ.
*) Ср. нашу статью «Кадомская гора». Извѣстія Тамб. Учен. Архиви. Комиссіи, вып. 56, ст. 80-81. Авторъ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий