суббота, 16 апреля 2016 г.

Воскресшие голоса земли Рязанской

Альбом: Воскресшие голоса земли Рязанской.
Антология музыкально-обрядового фольклора Рязанской области, вып.5.
Фолклорный ансамбль Московской государственной консерватории.
Жанр: Фольклор, русские народные песни



Список песен: Ряжский р-н
1. Кому повем печаль мою - духовный стих Кадомский р-н
2. Ой, ладо. Троица святая – Котелино 
3. Уж вы горы – Кадомский р-н
4. Авсень, авсень - Чермные 
5. Растите скорея – Чермные 
6. Петербургская славная дорожка - Кадомский р-н
7. Э уле. Не клен, не береза – Заулки 
8. Э-ой, сыколочек – свадебная Сараевский р-н
9. Ой вы горы, протяжная
10. Эх, не у нас ли в саду – лирическая
11. Уж ты, Ваня – лирическая
12. Я пашу ли, я пашу – плясовая Клепиковский р-н
13. Ой, жаворонки - весенняя закличка
14. Вянули – троицкая
15. Брала, брала ягодку – плясовая Касимовский р-н
16. Как у месяца - новогодняя поздравительная
17. Эх, сею, вею – плясовая Путятинский р-н
18. Ох, да я на свете рождёна - лирическая масленичная Скопинский р-н
19. На горе-то калина - плясовая масленичная
20. Соловьюшка – лирическая Касимовский р-н
21. Кто бы нам поднес – плясовая
22. Барыня - наигрыш на балалайках

На диске звучат песни Рязанской земли, которые уже не услышишь на сельской улице, семейном застолье или лесной поляне в троицкое воскресенье. Иногда уже нет и самих сел, в которых их пели. Безжалостная к небольшим "неперспективным" деревням судьба стерла их с лица земли, оставив где несколько домов, в которых доживают одинокие старики, а где только заросли бурьяна. Но даже в больших и жизнеспособных селах смолкают голоса знатоков и мастеров старинной русской песни, которая уступает место новым жанрам и музыкальным представлениям. 

Однако многое из богатств рязанской песенности удалось сохранить на магнитной ленте и в нотных записях. Вот уже долгие годы фольклористы Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского планомерно собирают фольклор Рязанской области. В 1978 году участники музыкально-этнографической экспедиции объединились в фольклорный ансамбль для того, чтобы попробовать петь песни так, как они звучат в народе. Для музыканта-профессионала это довольно сложная задача. Надо долго вживаться в особый строй народной музыкально-поэтической речи, перенимая ее тембровые, ладоинтонационные, диалектные особенности. Песня в исполнении городской молодежи не должна стать точной копией оригинала, разученного по нотам. Ведь подлинное мастерство исполнения заключается в постоянной изменчивости, вариантности, сочетающейся с соблюдением определенных законов местной традиции. Лишь тогда песня становится живым организмом, а не музейным экспонатом. 

Записанные на диске песни представляют разные локальные традиции Рязанщины. Каждой из них свойственно преобладание определенного типа многоголосия, ладовых структур, характера звучания. В селах Кадомского района до недавнего времени на Семик и Троицу водили обрядовые хороводы. В деревне Заулки с песней "Э уле! Не клен, не береза" (№7) женщины ходили "ломать березку", которую наряжали в платки, пояса, ленты. В селе Котелино в лесу под заранее выбранной березкой, сняв пояса и взяв их в руки, пожилые женщины сцеплялись в хоровод и ходили кругом, распевая "Ой, ладо" (№2). Музыкальный язык песен села Чермные близок мордовским традициям. Для него характерен бурдонный тип многоголосия, обилие диссонирующих созвучий. Именно так звучали новогодний поздравительный "Авсень" (№ 4) и лирическая "Растите скорея" (№ 5), которую "играли" (пели) женщины и девушки по дороге к дому жениха. Большой популярностью в кадомских селах пользовались протяжные песни с солдатской тематикой (№3,6). 

На юге области в Сараевском районе расположены села, история которых восходит к XVI веку, временам Ивана Грозного. На гуляниях в селах Сысои и Муравлянка, на так называемых "улицах", господствовало импульсивное, открыто-эмоциональное пение. Так звучали и протяжные (№9 — 11), и плясовые (№ 12) песни. 

В Мещерской стороне в деревне Акулово Клепиковского и селе Пустынь Касимовского районов сложилась местная уникальная система многоголосия, основанная на переплетении голосов в относительно узком диапазоне. Так поют и весеннюю закличку "Жаворонки" (№13), и новогодний поздравительный "Таюзень" (№16), и троицкую "Вянули" (№14), с которой акуловские женщины возвращались на Троицу с кладбища после поминания родных. 

Во многих селах Рязанской области на масленицу было принято петь протяжные песни. С ними ходили по селу или катались на санях в селах Романовы Дарки ("Ох, да я на свете рождена", № 18), Чулково ("Соловьюшка",№20). 

Особая ладоинтонационность свойственна свадебным песням сел, расположенных в среднем течении реки Пры. Из села Бельского Спасского района пришла к нам песня "Э-ох, сыколочек наш" (№8). 

Участники фольклорного ансамбля Московской консерватории всегда стремились перенимать песни в процессе общения с народными мастерами. Поэтому каждая из песен имеет своих "авторов" — носителей традиции. Духовный стих был записан в селе Подвислово Ряжского района от сестер Д.П.Золотаревой и М.П.Рязановой. Непревзойденные мастерицы народного пения Мария Емельяновна Клинишова, Анастасия Степановна Бахметьева, Пелагея Андреевна Байкова, Александра Ивановна Буденкова и многие другие замечательные женщины бережно сохраняли для потомков уникальное музыкальное наследие Рязанской земли. 

Их памяти посвящен этот диск. 

Н. Гилярова, профессор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.



Комментариев нет:

Отправить комментарий