Общее·количество·просмотров·страницы

вторник, 1 октября 2019 г.

Мещера (Черновик.)

Авторам «Военно-статистического обозрения…» также противоречат и сведения А.Е. Андриевского, издавшего в 1911 году «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии», в котором, при подаче характеристики приходов, указывал и этническую принадлежность их населения. У него, в Спасском уезде, мещера упоминается в следующих приходах:


1-й Спасский Виндеевский округ.

Село Филково. В приходе 308 дворов с 815 жителями мужского пола и 844 женского, «великороссы и мещера… земледельцы и отхожий промысел – плотничество». Сколько конкретно дворов и жителей каждой из этих групп Андриевский не указывает. Данный приход – единственный, где мещера проживала не одна, а с русским населением49 .

2-й Спасский Кирилловский округ.

Село Гоголев Бор (Удев). В приходе было 178 дворов с 625 лицами мужского пола и 631 женского, «мещера, земледельцы и корчевщики леса»50 . Село Красная Дуброва (Красное). В приходе было 389 дворов с 1417 лицами мужского пола и 1401 женского, «мещера, земледельцы и лесопромышленники»51 .

Село Кириллово. В последнем упомянуты приходы трех храмов: Казанская церковь. В приходе было 504 двора с 1616 жителями мужского пола и 1613 женского. Важно, но в приходе были и «раскольники»-беглопоповцы, общей численностью 26 дворов с 66 лицами мужского пола и 93 женского. У этих старообрядцев была и своя моленная «…мещера, земледельцы и лесной промысел…» Покровская церковь. В ее приходе было 408 дворов с 1175 жителями мужского пола и 1303 женского. Здесь также жили старообрядцы-беглопоповцы, числом 13 дворов, 40 м.п., 53 ж.п. И наконец, в с. Кириллове, видимо из части «воссоединившихся» старообрядцев, образовался приход Казанской единоверческой церкви, в котором было 39 дворов с 108 жителями м. п. и 105 ж. Во всех трех кирилловских приходах значится только «мещера, земледельцы», а случаях двух православных приходов еще и занимающихся лесным промыслом. В селе Кириллове мы также встречаем чуть ли не уникальный прецедент, когда мещера исповедовала, помимо официального православия и старообрядчество52 .

Село Успенско-Богородицкое (Сядемка). В приходе было 455 дворов с 1530 жителями мужского пола и 1597 женского, «мещера, земледельцы и лесопромышленники»

Интересно, но в селах Спасского уезда, помимо мещеры и «великороссов» проживало большое число мордвы-мокши, которая в ряде случаев составляла все население конкретного прихода, в ряде же случаев жила рядом с русскими. В той же книге Андриевского, помимо Спасского уезда, мещера показана и в другой части Тамбовской губернии, на территории, которая ныне является востоком Рязанской области. Если спасская тамбовская мещера явно является потомками переселенцев, то эта группа явно проживает на тех землях, где она жила испокон веков. Эта ветвь рассматриваемого народа, на наш взгляд, должна быть отнесена к рязанской окской группе мещеры. Покажем приходы и селения, где Андриевский об этой мещере знал. Шацкий уезд.

3-й Шацкий Конобеевский округ.

Село Калиновец (приход открыт в 1710 году). В приходе 90 дворов с 491 жителей мужского пола и 521 женского, «бывшая мещера». В приходе, помимо самого села, деревня Большой Студенец (20 дворов, 97 лиц мужского пола и 104 женского)54 .

4-й Шацкий Пертовский округ.

Село Инина слобода. В приходе 170 дворов с 621 жителями мужского пола и 636 женского, «мещера»55 .

Елатомский уезд. 1-й Елатомский Больше-Кусморский округ.

Село Ватроницы. В приходе 217 дворов с 624 лицами мужского пола и 615 женского, «мещера». В приходе, помимо самого села, были деревни: Марсево (120 дворов, 380 мужского пола и 403 женского) и Сизаново (22 двора, 78 мужского пола и 59 женского)56 .

Село Ласино. В приходе 190 дворов с 783 жителями мужского пола и 845 женского, «мещера». В приходе, помимо села, была деревня Еспенка (60 дворов, 275 лиц мужского пола и 291 женского)57 .

Село Подгорное Любовниково. В приходе 128 дворов с 386 лицами мужского пола и 414 женского, «мещера». Помимо села в приход входили деревни: Полянка (31 двор, 94 лиц мужского пола и 113 женского), Сумышки (21 двор, 63 лица мужского пола и 60 женского), Русско-Высокая (19 дворов, 55 лиц мужского пола и 55 женского)58 .

4-й Елатомский Сасовский округ.

Село Чубарово. В приходе 284 двора с 886 жителями мужского пола и 1059 женского), «мещера». Помимо села в приходе были деревни: Подостровное (75 дворов, 235 лиц мужского пола и 250 женского), Тонкачево (56 дворов, 180 лиц мужского пола и 210 женского), Чубаровский Ункарь (25 дворов, 75 лиц мужского пола и 99 женского), Ивановка (18 дворов¸56 лиц мужского пола и 99 женского)



Интересен в этом отношении "пулагай" так называемой "русской мещеры" (с.Мелехово Рязанской области и дер. Ушинка Земетчинского р-на Пензенской области), представляющий собой затканную полоску с очень длинной красной шерстяной бахрамой."
По переписи 1897 г. в Керенском уезде насчитывалось 17090 человек мещерской принадлежности. В этом уезде мещера основали села Большая и Малая Ижмора, Сядемка, Вяземка, Ушинка.

В 1698 г. на этих угодьях уже показаны крупное село Троицкое (Большая Ижмора), деревни Вяземка и Ушинка. Все крестьяне взяты из мещерского села Нармушадь и окружающих его деревень. Таким образом, получено документальное подтверждение, что мещеряки Земетчинского района, вызывавшие столько споров по поводу своей этнической принадлежности, являются чисто русскими людьми, жившими в Мещерском крае, отчего и прозваны мещеряками.

Представляются особенно важными сведения об одежде интересующих нас территорий. К сожалению, здесь не обошлось без ошибок. Выделяя в от дельную группу села, где бытовали красные распашные полосатые поневы с посконной основой и шерстяным толстым утком, авторы текста, кроме сел Темниковского уезда Тамбовской губернии, называют не только Ушинку и Вяземку Керенского у. Пензенской губернии, но с. Кириллово, где такую поневу никогда не носили (да и относилось село в дореволюционные времена к Спасскому уезду Тамбовской губернии).

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Нагрудники из окрестностей Кадома Темниковского уезда Тамбовской губернии совершенно аналогичного кроя с шушпанчиками Спасского уезда той же губернии. Близок и характер убранства из красных и узорных полос красной шерстяной ткани, однако, все оттенки красного в этом нагруднике более яркие, звонкие, открытые. В целом он более светлый, чем его более восточные братья.

Вторые (а в Сядемке и кручинные) шушпанчики не имеют шерстяных вставок и их декорация ограничивается бордово - красно-розовыми полосами по краю подола и рукавов. Ворот при этом обшит тканью фабричной работы.


Важной частью книги стало приложение статьи И.И. Шангиной «Обрядовая одежда восточнославянских народов в собрании Государственного музея этнографии народов СССР», в которой описан «пецальный» женский костюм с. Ушинки Керенского у. Пензенской губернии и на стр. 202 дано его черно-белое изображение49.

Другой комплект женской одежды, который определен с. Ушинка Керенского уезда Пензенской губернии оказался также неверно собранным: входящий в него запон на самом деле происходит из соседнего с Ушинкой с. Малой Иж-моры; рубаха является повседневной или «пецальной», в то время как остальные части - понева и нагрудник относят

Комментариев нет:

Отправить комментарий