МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ
им. ПЕТРА ВЕЛИКОГО (КУНСТКАМЕРА)
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
На правах рукописи
Бауэр Татьяна Владимировна
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПРАКТИКИ, СВЯЗАННЫЕ С ВОРОВСТВОМ В
КРЕСТЬЯНСКОЙ КУЛЬТУРЕ (ПО РУССКИМ, БЕЛОРУССКИМ И
УКРАИНСКИМ МАТЕРИАЛАМ СЕРЕДИНЫ XIX – НАЧАЛА XX В.)
Специальность 07.00.07 – Этнография, этнология, антропология
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Научный руководитель – проф., д. и. н. А. К. Байбурин
Санкт-Петербург
2019
2.4. Особые способности, приписываемые вору как мифологическому персонажу
Одной из способностей, которая приписывается как вору, так и колдуну, разбойнику160, а
также специалистам-профессионалам161
, является способность к оборотничеству. Вор может
обернуться насекомым и собакой, внешне похожей на волка162. Эта способность обеспечивает
ему неуловимость, а также является демонстрацией магической силы: «Андронов распустил
слух, что его теперь даже никто изловить не может, что он де в состоянии превратиться в муху и
вылететь в щель» (Самарская губ., Самарский уезд) [Санкт-Петербургские ведомости 1873: 1];
«Тут недалеко от пекарни у дяди своего вор жил. <…>. Я как-то в ночь работала. Смотрю, под
утро идет. А взгляд у него страшный был, ну, прямо волчий, так и сверкает из-под бровей! Я как
увидела его – ох, испугалась! <…> Только я отвернулась на секунду – смотрю: а уж рядом
собака стоит. Серая, все равно, что волк. У меня ноги так и подкосились» (Читинская обл.,
Нерчинский р–н, с. Знаменка) [Мифологические рассказы 1987: 194]. Приведенные примеры
свидетельствуют, что подобные тексты бытуют не только в виде быличек и бывальщин, но и в
форме слухов, продуцировать которые может сам вор с целью утверждения своего авторитета и
поддержания атмосферы страха в деревне163
.
163 Репутация «знающего», авторитет которого базировался на страхе, могла значительно облегчить совершение
бытового воровства, чем и пользовались деревенские жители. Подобную репутацию можно было создать,
воспроизводя внешний облик и поведение «знающего»: «Про нее тоже говорили: она и колдунья (правда ли, не
правда ли). Вот, а я, говорит, к ней пришла, маненькая, еще небольшая, она какая-то нервная. А я, говорит,
спрашиваю: “Бабушка, правда иль нет про те говорят: ты колдунья?” <…> А она [старуха]: “нет, моя родимая, я не
колдунья, а я, вот у меня… гумны раньше были-ти… на гумны воровать ходила. Бывало, пойду ночей, распущу
рубашку, распояшусь, и иду воровать-то, и воплю”. А говорили, называли, что вопилки. Может они и вот так. Она говорит сама: “Нет, родимая, я не колдунья, а вот вопить я вопила вот эдак… ночей пойду воровать, чтобы это…
меня боялись, нихто…”» (Рязанская обл., Кадомский р–н, Котелино) [Представления 2004: 185–186]. Этот пример
не относится к рассматриваемому периоду, но данная стратегия использовалась и в XIX в. Один из
корреспондентов Тенишевского бюро описывает случай, когда находчивые бродяги прикинулись оборотнями,
используя саван, хвост из овчины и ходули, чтобы обкрадывать крестьян (Орловская губ., Орловский уезд,
д. Мешкова) [АРЭМ. Ф. 7. Оп. 2. Д. 1220. Л. 27–29]
Комментариев нет:
Отправить комментарий