Общее·количество·просмотров·страницы

среда, 21 октября 2020 г.

Свадебное. Чермные. Котелино.

 ВЕЧЕРНИЕ РИТУАЛЫ ВЕНЧАЛЬНОГО ДНЯ

 Упоминание хмеля как сыпучего вещества для ритуального осыпания вступающих в брак позволяет предполагать, что к 1526 г. уже сложились свадебные приговорки наподобие следующих, записанных на Рязанщине в 1970-1980-е гг.: «Какой наш хмель легонький, такие молодые наши» (д. Савино Кадомского р-на); «<...> Сколько на хмеле коцков – зародите шесть доцков» (с. Чермные Кадомского р-на); «Сколько хмелёчков – // Столько сынков и дочков» 50 (д. Александровка Чучковского р-на; подробнее см. ниже).

Одним из древних видов сыпучих материалов является хмель: это подтверждается поэтизацией его в обрядовых приговорках, сопровождавших соответствующее ритуальное действие – обсыпание хмелем. Так, при обсевании хмелем произносили особую приговорку: «Мать и отец жениха встречают молодых хлебом и солью, обсыпают их хмелем, приговаривая: “Какой наш хмель легонький, такие молодые наши” <...>» (д. Савино Кадомского р-на); «Встречают молодых, обсыпают хмелем, приговаривают: “Сколько пеньков – столько зародит пареньков, // Сколько на хмеле коцков – зародите шесть доцков”» (с. Чермные Кадомского р-на); «<...> крёстные благословляют иконой и обсыпают хмелем. Обсыпает хмелем крёстный, а мать и отец невесты <жениха?> стоят с хлебом-солью. Крёстный, обсыпая, приговаривает: “Сколько хмелёчков – // Столько сынков и дочков”»90 (д. Александровка Чучковского р-на).

Траур в Кадомском р-не проявлялся в локально-траурной расцветке платка: «Если невеста – сирота, то платок чёрный или розовый с красными цветами» (с. Котелино); «Если она сирота, то накрыта жёлтым “пецальным” платком» (с. Чермные)529. В большинстве селений траурный платок был белого цвета или черного (это исторически более поздний цветовой тип траура).

ОБРЯДОВОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ В СВАДЬБЕ 

Для других важно проведение какого-либо свадебного ритуала в церковный прикрепленный или передвижной согласно пасхалиям праздник, часто – престольный. Рассмотрим календарную (годовую) последовательность свадебных ритуалов в разных локальных традициях Рязанщины. Так, в д. Полково Клепиковского р-на сосватывали на Рождество Богородицы (8 сент. ст. ст.)7 . В д. Кутлово запой был на осеннюю Казанскую (22 окт. ст. ст.), а в  с. Озёрки Сараевского р-на венчали в престольный праздник – на Кузьму-Демьяна (1 нояб. ст. ст.)8. В с. Чермные Кадомского р-на запой устраивали на Успение (15 авг. ст. ст.), венчались в Михайлов день (8 нояб. ст. ст.)9 . В д. Нефедово Киструсской вол. Спасского у. на Введенье (21 нояб. ст. ст.) родители негласно сговаривались между собою о женитьбе детей, заходя друг к другу в гости10. В Мещере с Николы (6 дек. ст. ст.) начиналось сватанье невест, с Крещенья (5 янв. ст. ст.) игрались свадьбы11. В д. Инкино Касимовского р-на запой происходил за две недели до Крещения, а на второй день после него была свадьба12 . В д.Пекселы Касимовского у. на Бабин день (26 дек. ст. ст.) родственницы жениха посещали невесту13 . В с. Китово и д. Кочемары Касимовского р-на венчание проводилось на Красную горку (1-е вс. после Пасхи) или Масленицу, на Миколу (22 мая н. ст. / 9 мая ст. ст.) или зимним мясоедом14. Таким образом, в классической (традиционной) свадьбе свободным от ритуальных периодом оставался летний сезон.

Архаическая черта приуроченности свадьбы к аграрному календарю обнаруживается не только в существовании определенного свадебного сезона в сельскохозяйственном цикле крестьян, но и в обычае в некоторых селах венчаться один раз в году. Так, в 1928 г. на Ивана Богослова (12 ноя. ст. ст.) в с. Борки Рязанской вол. игралось 20 свадеб; на Фролов день (18 авг. ст. ст.) в с. Дубровичи Мурминской вол. было 30 свадеб; на Покров (1 окт. ст. ст.) в с. Рыкова Слобода Рязанской вол. – больше сорока венчаний38; а в 1929 г. в с. Лопатино Скопинского р-на – «75 свадьбов, в 3 попа венчали»39; в с. Муравлянка Скопинского р-на на «Митров день» (26 окт. ст. ст.) «50 свадеб игралось в один день, <…> 2 попа венчали»40; на Михайлов день (8 ноя. ст. ст.) в с. Чермные Кадомского р-на «играли на селе по 30 свадеб»41. Такая практика закрепила в свадьбе пережитки родового обряда инициации – в смысле одномоментного возведения целой группы людей в новое для них социовозрастное положение.

С момента сватовства до венчания проходил отрезок времени, который использовался в следующих целях. Во-первых, для проведения дальнейших свадебных ритуалов — подготовительных перед венчанием: «смотрины невесты»54, «смотренки»55, «смотрины дома жениха»56, «колышки смотреть»57, «беседа баб» – «кроить рубахи»58, «швеú» 59, «жениха в гости брать»60, «девичник». Во-вторых, для подготовки «материальной стороны» свадьбы: например, в пос. Ненашкино Клепиковского р-на шьют приданое и дары61, в с. Тимошкино Шиловского р-на месяц гонят самогонку62 . В-третьих, для выражения ритуального поведения невесты: в течение одной или шести недель было принято «ходить на крик к невесте»63 (с. Ольшанка Милославского р-на, с. Выползово Спасского р-на). 
В разных местных традициях временной промежуток варьировался от нескольких недель до года. Так, наиболее длительный отрезок времени зафиксирован в пределах года: «за год договаривались» в д. Кутлово Сараевского р-на64 . Меньший срок – от двух с половиной до четырех месяцев: в с. Чермные Кадомского р-на «запой устраивался на Успеньев день, а на Михайлов день играли свадьбу»65; в с. Мелехово Сасовского у. «месяца за 3-4 до свадьбы сговор» 66 . Еще меньший промежуток – в течение шесть недель: в с. Выползово Спасского р-на «невеста 6 недель до свадьбы «кричала в голос» в занавешенном углу»67 . В основном подготовительный свадебный период равнялся двум неделям – месяцу (по неделе проходило от сватовства до запоя и затем до дня венчания).

ТРАДИЦИОННАЯ И СОВРЕМЕННАЯ РЯЗАНСКАЯ СВАДЬБА
(ПОСЛЕВЕНЧАЛЬНЫЕ РИТУАЛЫ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ).
ЧАСТЬ 2

Комментариев нет:

Отправить комментарий