Оглашению не подлежит
Председателю Рязанского Окрисполкома
Председателю Рязанского Окрисполкома
Март месяц был начат административными органами Рязанского округа среди волнений в восточных районах, продолжался в условиях особенно напряженной работе по охране колхозного строительства и закончился среди нарастающих волнений на почве земельных переделов. Ожидается, что весной раскулаченный элемент, объединившись с уголовными преступниками и укрывшись в лесах, создаст бандитские группировки для нападения на колхозы и с/советы, покушений на советских и общественных работников, поджогов и грабежей. Административным отделом уже приняты против этого предупредительные меры (см. протокол н/технического совещания от 25/III-30 г.1)
Март месяц характеризуется резким отливом: из колхозов. Процент коллективизации сельского хозяйства, составлявший на 1 марта 77%, к 1-му апреля пал до 11%. На первом месте стоит показательный Ряжский район — 20%, на последнем — Михайловский — 4%. В большинстве новосозданных колхозов осталось очень мало членов, зато старые колхозы укрепились и укрупнились.
Причины, почему кампания по коллективизации, начатая столь энергично и давшая вначале отличные результаты, закончилась таким стихийным отливом из колхозов, — освещены в информационной сводке № 52. Этих причин четыре:
1) Слабость разъяснительной работы, благодаря чему крестьянство не усвоило себе реальных выгод обобществления сельского хозяйства.
2) Перегибы, допускавшиеся при проведении коллективизации уполномоченными и бригадирами в целях «ускорения и упрощения» дела, которые вызвали взрыв недовольства среди крестьян и дискредитировали в их глазах самые лучшие начинания по коллективизации.
3) Широко развернутая и настойчиво проведенная кулаками, попами и их подпевалами агитация против колхозов, которая нашла себе благодарную почву среди крестьянства, возмущенного перегибами и не получившего должной разъяснительной обработки.
4) Наконец, примеры бесхозяйственой деятельности некоторых старых и новых колхозов, бывшие у всех на глазах и подрывавшие доверие к коллективному хозяйству.
Появление известной статьи тов. Сталина «Головокружение от успехов» и нового устава с/х артели, а также энергичное воздействие окружных органов власти на зарвавшихся уполномоченных, были поняты как поражение и отступление Советской власти на фронте коллективизации. Начался безудержный отлив из колхозов, связанный с разбором обобществленного скота, инвентаря и семян. Ничто не могло остановить его: ни запоздалое усиление разъяснительной работы, ни репрессивные меры против зачинщиков. На все уговоры крестьянство упорно возражало: нас тащили в колхозы силой и угрозой, стращали отбором имущества и ссылкой в Соловки, а оказывается, на это не имели право. Не хотим колхозов и не пойдем туда. Некоторые оговаривались: подождем до осени. Словом, своими действиями не в меру усердные уполномоченные в корне дискредитировали в глазах крестьянства самую идею коллективизации, неразрывно отождествив ее с произволом и насилием. В настоящее время все усилия сосредоточены на укреплении существующих колхозов и проведении весенней посевной кампании.
Есть случаи сокращения посевной площади из боязни отбора урожая при хлебозаготовках и налогов, и даже прямые отказы от земли, сопровождаемые отъездом в город: об этом сообщают из 4-х районов. Кроме того, иногда отказываются от обмена простого зерна на сортовое, главным образом, вследствие высокой доплаты за сортность. Из 2-х районов поступили сведения, что подготовка к весеннему севу проходит ниже среднего.
«Отступление» Советской власти на фронте коллективизации вызвало массу кривотолков, из которых далее приводятся лишь наиболее характерные примеры.
В информационной сводке № 5 уже указывалось, какие перегибы допускались при раскулачивании и какое отталкивающее впечатление производили они на крестьянство. Было несколько случаев, когда население, возмущенное перегибами и сагитированное кулаками, толпой шло в колхоз, возвращало раскулаченным отобранное у них имущество и скот, а затем вселяло их обратно в принадлежавшие им ранее дома, иногда выгоняя оттуда бедняков.
Усилилась активность церковников: они настойчиво требовали открытия церквей и освобождения арестованных попов. В связи с этим неоднократно происходили массовые волнения. Административным отделом отдано распоряжение открыть все незаконно закрытые церкви и впредь не допускать никаких перегибов и самоуправства в церковной политике.
Кулацкая агитация против колхозов продолжалась: ее содержание и способы остались прежними. Так что останавливаться на этом не стоит.
Участились случаи поджогов зданий, принадлежащих колхозам и отдельным сельским активистам. Некоторые из них сопровождались большими убытками и даже человеческими жертвами. Процент раскрываемости при этом высокий, так как на поджигателей прямо указывает молва, а некоторых захватывали прямо на месте преступления. Кроме того, произошло несколько покушений на личности отдельных советских и общественных работников. Правда, эти покушения единичны, по счастью, безрезультатны и кончались разоблачением виновных.
О напряженном положении в Пителинском районе сообщено во внеочередной информационной сводке № 63.
Ожидаются волнения в связи с выделением лучшей земли для колхозов, что вызывает сильное недовольство крестьян. Беспорядки на этой почве уже были (особенно серьезные — в Сапожковском районе), — описания их приведены далее.
Настоящая сводка не является исчерпывающей. Дополнительные сведения о происшествиях в районах, сведения о мероприятиях Административного отдела, о борьбе с преступностью и т.п. будут высланы через несколько дней.
3. Деревня Рязанка, Кадомского района.
Вечером 9 марта на собрании гр-не стали настойчиво требовать у с/совета, чтобы он выписал их из колхоза. Один член ВКП(б), присутствовавший на собрании, сказал гр-нам: «разойдитесь, а то буду стрелять». Эти слова так озлобили гр-н, что они тут же разогнали членов с/совета и уполномоченных.
4. Дер. Панская и др. Кадомского района.
16 марта на землях, принадлежащих гр-нам деревень Панской, Большой и Малой Пановки и Сосновки происходило землеустройство для перехода с 3-х польного на 4-х польный севооборот. План землеустроения был предварительно разработан и обсужден на собрании бедноты и пленуме Соловьяновского с/совета. Землеустроителю были даны рабочие из выше указанных деревень. Когда уже поставили столбы, подошло 40 женщин и стали прогонять землеустроителя и рабочих, вытаскивать столбы, жечь и разбирать их, а также «трепать» уполномоченного дер. Сосновки Драгункина.
17 марта члены колхоза отправились за сеном во двор быв. торговца Юханова. Его приемная дочь собрала женщин и толпа последних, в количестве около 200 чел., свалила с воза сено, взятое у Юханова, а затем, идя по селу, и постепенно возрастая в количестве, подняла крик: «Настало время разбирать обобществленный и отобранный при раскулачивании скот, инвентарь и семена». Застрельщиками были женщины. Толпа подошла к с/совету и разобрала инвентарь. На другой день в 11 час, толпа гр-н с. Соловьяновки и всех окружающих деревень двинулась к с/совету и к Правлению колхоза. Сначала толпа шла с красным флагом, но потом бросила его и стала бить в ведра. У с/совета и Правления колхоза они потребовали раздать семена, а также возвратить кулакам все отобранное у них. Целый день толпу уговаривали и вечером она мирно разошлась. В толпе были гр-не из Вознесенского с/совета. Утром 20 марта опять собралась толпа человек 300 и потребовала, чтобы кулакам все отобранное у них [вернули] и вселили обратно в дома. Уговорить толпу не удалось. Послышались крики: «Бей, разбивай с/совет, довольно, прошла ваша власть, долой советы, колхозы и кооперации, даешь вольную торговлю». Крик подняли женщины, а к ним присоединились и мужчины. Большинство собравшихся были с кольями. Толпа направилась на скотный двор, разобрала скот, возвратила его и все отобранное имущество обратно кулакам, выгнала из раскулаченных домов бедноту и вселила кулаков. При этом затолкали беременную женщину, которая сейчас больна. Толпой руководили сами раскулаченные и их жены.
20 марта в соседнем Вознесенском с/совете также собралась толпа и потребовала возвратить раскулаченным имущество и вселить их в дома. С/совет отказал. Тогда гр-не стали разбирать сельско/хоз. орудия. Затем приступили к разбору скота и имущества, а так как последнее частью находилось в доме учительницы, то заодно растащили кое-что из имущества учительницы. Кроме того, решили сломать дом, отведенный под школу, и возвратить его кулаку. Председатель с/совета и члены Правления колхоза попытались защищаться, но их стали бить. Гр-н Свистунов, кандидат ВКП(б), видя это, дважды выстрелил в толпу из ружья центрального боя и ранил двух женщин. Озлобленная толпа бросилась на Свистунова, крича: «убить его», но он скрылся на Дарьинский винокуренный завод. Все это происходило в деревне Решетовке, где находился Вознесенский с/совет. Толпой руководили раскулаченные. Закончив разбор, толпа направилась в Вознесенку, встретила члена Райисполкома Сажненкова, окружила его и начала было «трепать», но он повернул прямо в поле. За ним погнались верховые. Он выпряг лошадь, бросил сани и поскакал верхом. За ним гнались, трижды стреляли, но он успел уехать на Дарьинский винокуренный завод. 21 марта гр-не дер. Вознесенка опять направились в Решетовку, требуя, чтобы им показали ссыпанное коноплянное семя. Правление колхоза арестовало 6 женщин, а остальные разошлись. С/совет послал донесение о происходящих беспорядках в Райисполком c одним комсомольцем верхом. Когда комсомолец проезжал по Вознесенскому полю, за ним погналось пять верховых, догнали его, избили и едва не застрелили из ружья. Наконец, на место происшествия приехал Начальник РАО, .который велел немедленно освободить как арестованных женщин, так и избитого комсомольца. Этим беспорядки закончились. 22 марта было проведено общее собрание гр-н в дер. Вознесенке, на котором гр-не признали свои ошибки. Кроме того, пришлось пересмотреть произведенное раскулачивание, некоторых восстановить и возвратить им отобранное имущество, а некоторым вернуть часть одежды и белья. Причины этих волнений следующие: при проведении раскулачивания допущены перегибы (раскулачивание середняков, отбирали всякую мелочь, грубо обращались и т.п.); коллективизация проводилась путем запугивания, грубости и угроз оружием; уполномоченные не пользуются авторитетом; некоторые члены Правления колхоза — пьянствуют, чем дискредитируют весь колхоз; за несдачу семян у середняков незаконно отбирали, скот; кулаки организовались и сумели увлечь за собой крестьянскую массу, воспользовавшись недовольством всеми этими перегибами. Кадомское РАО арестовало зачинщиков беспорядков и весь кулацкий элемент, привлекло к ответственности Председателя Соловьяновского с/совета и членов Правления колхоза, а также ходатайствовало о переводе дискредитировавших себя уполномоченных по коллективизации в другие с/советы; 1-2 человек арестованных зачинщиков волнений и весь материал по данному делу были переданы местному уполномоченному Окр. отдела ОГПУ. На некоторое время все затихло, но 31-го марта волнения возобновились на почве передела земли. Когда землеустроители и местная власть вышли в поле для вырезки колхозу участка земли и приступили к работе, из Соловьяновки, Вознесенки и окружающих деревень собралась толпа около 400 чел., главным образом, женщины. Толпа протестовала против вырезки земли для колхоза и заявила, что не допустит этого. Гр-не Алферов и Шаборшинов кричали толпе: «рубите головы колхозникам, не допускайте вырезки земли». На место происшествия снова выехали начальник РАО и уполномоченный Окр. отдела ОГПУ. На общем собрании гр-не признали свою ошибку и обещали, что впредь волнения не повторятся. Подстрекатели — кулаки и подкулачники — были выявлены и 15 чел. из них арестованы. После этого бедняки заявили: «этих паразитов следовало бы арестовать раньше и не было бы волнений».
--------------------------------------------
1Документ не обнаружен.
2См. документ № 71.
3См. документ № 102.
2См. документ № 71.
3См. документ № 102.
Публикация: Л. Виола и др. «Рязанская деревня в 1929-1930гг.: Хроника головокружения. Документы и материалы»/М.:РОССПЭН, 1998г., стр. 492-501.
Комментариев нет:
Отправить комментарий