Из воспоминаний жительницы села Малый Студенец, заведующей сельской библиотекой Натальи Журавлевой
«В центре села находилась ческа — место, где чесали, стригли овец, чистили и взбивали их шерсть. В основном пользовались ческой жители из соседних Ямбирно, Конобеево, Выши, Котелино. Женщины приезжали по субботам с огромными тюками. С утра до вечера они чесали эту шерсть, выходили оттуда грязные, с черными лицами. Ночевали у моей бабушки Клавы — она жила рядом. Мне было лет шесть или семь, и я очень любила, когда они собирались по вечерам и пели. Они никогда не сидели без дела, обычно разговаривали и вязали, причем не глядя на спицы. Тогда входили в моду полосатые гетры, их на трассе хорошо покупали. Ямбирские умели это делать, а у нас в деревне — нет. Женщины из Ямбирно научили мою бабушку вязать узором носки и длинные гольфы. Я всегда ждала, когда они начнут доставать свои кулечки на ужин. Я ела плохо, но тут никогда не отказывалась. Они меня очень любили спрашивать, а я с удовольствием отвечала. Еще баба Клава ставила меня на табуретку, как на сцену, и я пела матерные частушки, которым меня научили, когда я лежала в больнице. Это были мои первые выступления».
Кадомский краеведческий музей
— В Кадоме издавна жили мещане и купцы, в основном второй гильдии, — рассказывает научный сотрудник Кадомского
краеведческого музея Николай Андреев. — И хотя на гербе
города изображены хлебные молотильные цепы, зерно у нас не
выращивали.
Его свозили сюда, на пристань, с соседних областей и далее
отправляли по реке. Для перевозки продовольственных товаров в Кадоме строили баржи с закрытым трюмом авторской
конструкции, их называли «мокшанки» — по наименованию
реки Мокши. Первоначально их «рубили» топором, пил тогда
еще не было. Баржи также изготавливали в селах Котелино,
Решетовка.
Мокшанская судоверфь в Кадоме была организована
в 1926 году. Она просуществовала до 1963 года, когда была ликвидирована. Деревянные баржи вытеснило металлическое
судостроение.
— Краеведческий музей в Кадоме открылся в 1989 году. Он —
второй по счету. Первый возник еще в 1920-е годы, — говорит
Николай Андреев. — Экспонаты для него собирали в бывших
помещичьих имениях и купеческих домах. Просуществовал
он недолго — из-за недостатка финансирования его вскоре закрыли, а коллекцию передали, предположительно, в Темниково.
Экспозицию для современного музея собирали среди населения
заново. Ее разместили в здании бывшего кинотеатра, где до него
находились мастерские ремесленного училища.
В археологической коллекции можно увидеть челюсть мамонта, выловленную рыбаками в Мокше. Ее «хозяин» жил на
Кадомской земле более двадцати тысяч лет назад. Каменные
топоры эпохи бронзы жители случайно нашли на одном из полей
в окрестностях города. Скорее всего, четыре тысячи лет назад они
использовались в качестве парадного оружия или служили парадными символами верховной власти. Каменные наконечники,
стрелы, костяные приколки, черепки глиняной посуды, костяные
иглы и прочие древние находки рассказывают о незамысловатом
быте древних людей. Тогда здесь жили финно-угорские племена,
славяне начали селиться в этих местах в IX—XI веках.
Село Белая (или Инвалидная) Слобода
появилось недалеко от Кадома при Екатерине II. По ее указу по России создавались поселения, куда
селили отставных солдат, получивших увечья во время
военной службы. О том, что село не выросло спонтанно,
а создавалось целенаправленно и планомерно, говорит его
регулярная застройка, прямые улицы.
Сейчас Белая Слобода вошла в состав города и стало
одним из его районов.
В разделе «Этнография жителей Кадома и уезда» представлены одежда, утварь, мебель, посуда, самовары разных видов, утюги и прочие бытовые предметы, повествующие об укладе
жизни кадомчан в XIX — начале XX века. Большинство из них
ими и подарены музею. Например, старинный свадебный наряд. Кстати, невеста во время свадьбы меняла платье три раза.
Женские костюмы, выставленные в музее, носили барышни из
сел Ивановка, Котелино, Кочемирово.
Комментариев нет:
Отправить комментарий