Общее·количество·просмотров·страницы

четверг, 3 октября 2019 г.

М.Ю. Круглякова Земля рязанская.

Из воспоминаний жительницы села Малый Студенец, заведующей сельской библиотекой Натальи Журавлевой

«В центре села находилась ческа — место, где чесали, стригли овец, чистили и взбивали их шерсть. В основном пользовались ческой жители из соседних Ямбирно, Конобеево, Выши, Котелино. Женщины приезжали по субботам с огромными тюками. С утра до вечера они чесали эту шерсть, выходили оттуда грязные, с черными лицами. Ночевали у моей бабушки Клавы — она жила рядом. Мне было лет шесть или семь, и я очень любила, когда они собирались по вечерам и пели. Они никогда не сидели без дела, обычно разговаривали и вязали, причем не глядя на спицы. Тогда входили в моду полосатые гетры, их на трассе хорошо покупали. Ямбирские умели это делать, а у нас в деревне — нет. Женщины из Ямбирно научили мою бабушку вязать узором носки и длинные гольфы. Я всегда ждала, когда они начнут доставать свои кулечки на ужин. Я ела плохо, но тут никогда не отказывалась. Они меня очень любили спрашивать, а я с удовольствием отвечала. Еще баба Клава ставила меня на табуретку, как на сцену, и я пела матерные частушки, которым меня научили, когда я лежала в больнице. Это были мои первые выступления».


Кадомский краеведческий музей — В Кадоме издавна жили мещане и купцы, в основном второй гильдии, — рассказывает научный сотрудник Кадомского краеведческого музея Николай Андреев. — И хотя на гербе города изображены хлебные молотильные цепы, зерно у нас не выращивали. Его свозили сюда, на пристань, с соседних областей и далее отправляли по реке. Для перевозки продовольственных товаров в Кадоме строили баржи с закрытым трюмом авторской конструкции, их называли «мокшанки» — по наименованию реки Мокши. Первоначально их «рубили» топором, пил тогда еще не было. Баржи также изготавливали в селах Котелино, Решетовка. Мокшанская судоверфь в Кадоме была организована в 1926 году. Она просуществовала до 1963 года, когда была ликвидирована. Деревянные баржи вытеснило металлическое судостроение. — Краеведческий музей в Кадоме открылся в 1989 году. Он — второй по счету. Первый возник еще в 1920-е годы, — говорит Николай Андреев. — Экспонаты для него собирали в бывших помещичьих имениях и купеческих домах. Просуществовал он недолго — из-за недостатка финансирования его вскоре закрыли, а коллекцию передали, предположительно, в Темниково. Экспозицию для современного музея собирали среди населения заново. Ее разместили в здании бывшего кинотеатра, где до него находились мастерские ремесленного училища. В археологической коллекции можно увидеть челюсть мамонта, выловленную рыбаками в Мокше. Ее «хозяин» жил на Кадомской земле более двадцати тысяч лет назад. Каменные топоры эпохи бронзы жители случайно нашли на одном из полей в окрестностях города. Скорее всего, четыре тысячи лет назад они использовались в качестве парадного оружия или служили парадными символами верховной власти. Каменные наконечники, стрелы, костяные приколки, черепки глиняной посуды, костяные иглы и прочие древние находки рассказывают о незамысловатом быте древних людей. Тогда здесь жили финно-угорские племена, славяне начали селиться в этих местах в IX—XI веках.

Село Белая (или Инвалидная) Слобода появилось недалеко от Кадома при Екатерине II. По ее указу по России создавались поселения, куда селили отставных солдат, получивших увечья во время военной службы. О том, что село не выросло спонтанно, а создавалось целенаправленно и планомерно, говорит его регулярная застройка, прямые улицы. Сейчас Белая Слобода вошла в состав города и стало одним из его районов. В разделе «Этнография жителей Кадома и уезда» представлены одежда, утварь, мебель, посуда, самовары разных видов, утюги и прочие бытовые предметы, повествующие об укладе жизни кадомчан в XIX — начале XX века. Большинство из них ими и подарены музею. Например, старинный свадебный наряд. Кстати, невеста во время свадьбы меняла платье три раза. Женские костюмы, выставленные в музее, носили барышни из сел Ивановка, Котелино, Кочемирово.

Комментариев нет:

Отправить комментарий