Общее·количество·просмотров·страницы

четверг, 3 октября 2019 г.

Поэзия крестьянских праздников

Поэзия крестьянских праздников
Вступительная статья, составление, подготовка текста и примечания И. И. Земцовского
Общая редакция В. Г. Базанова
1970г.



Святки. Колядки.

33. То-аосинь, то-аосинь!
А ты уж Сонюшка честна,
С отцом с матерью росла,
Косу русу заплела,
Приговаривала:
«Ты расти, расти, коса,
До шелкова пояса.
Коснйк до пят,
Жених догляд».
То-аосинь, то-аосипь!

А ты, бабушка, подай,
Ты, Варварушка, подай,
Подавай, не ломай,
Будет сын Николай,
Обломи немножко,
Будет Ермошка.

33. Печ. по записи составителя от Е. Е. Роговой (р. 1905 г.) в с. Пблтевы Пеньки Кадомского р-на Рязанской обл. в 1967 г. Величание девушкам называют здесь «коса», а парням — «кудри», — по началу соответствующих песен. Жених догляд — жениху на смотренье. Здесь же бытует пародийное шуточное авсеньканье детей: «Той, аусень! Подай, мы закусим!» Пение предваряется разговором колядовщиков:

«Пойдем авсёнькать!
— «Пойдем! ..»

Подойдя к дому:

«Хозяин велел авсень кликать».
— «Чьёй ватаге?»
— «Шматовой Палаги!»

Или же:

«Бабушка с дедушкой, аусеньки скричать, что ли?»
 — «Кричи!»
— «Кому?»
— «Соньке! Косу!»

После чего хором запевают громко приведенную песню. Припев после каждой строки. Просьба «подать» припевом не сопровождается.

80. Овсень, овсень!
Кишки да лепешки,
Свиные ножки
В печи-то сидели,
На нас-то глядели.

Уж ты бабушка, подай,
Ты сударушка, подай!

Овсень, овсень,
Давай блин совсем!
Подавай, не ломай,
Будет сын Николай!
Отломи немножко,
Будет Ермошка!
 Отломи горбушку,
Будет Андрюшка!
Не подашь куляду,
Я корову уведу!

80. Печ. по записи составителя от А. И. Слоновой (р. 1902 г.) в д. Заулки Кадомского р-на Рязанской обл. в 1967 г. Слово «коляда» в значении святок или святочной песни здесь неизвестно. Исполняется без припева.

Встреча весны. Веснянки

411. Лето, лето!
Лето теплое!
Жавороночки,
Перлетайте вы сюда!
Нам зима-то надоела,
Весь и хлебушек поела,
И суконки подрала,
И лаптишки изорвала,
Еще больше не спросила!

411. Печ. по записи составителя от В. П, Лоскутовой (р. 1880 г.) в д. Котелино Кадомского р-на Рязанской обл. в 1967 г. Веснянки называются здесь «лето». Подобный припев по печатным источникам не известен. Повторяется перед каждым стихом.

416. Лето, лето,
Поди сюда!
А ты, зима,
Ступай на моря!

Надоела нам,
Надоскучилася,
Э, рученьки
Приморозила,
Все суставчики
Перезнобила,
Метель глазки все
Повыхлестала,
Метель-вьюга
Всё повымела.

Уж вы жаворонки,
Жавороночки,
Прилетите вы к нам,
Принесите вы нам
Лето теплое,
Весну красную!
Хоть под крылышком,
Под бутылышком!

А соха-борона,
Ступай на поля,
Вспаши, взборони
Хлебца новенького,
Хлебца новенького,
Посолененького!

Две ластушки,
Три касатушки!
Коровки ревут —
На волю хотят,
Лошадки идут —
Они травки ждут,
Свинки хрючат —
Корешков хотят,
Овечки кричат —
Они травки хотят,
Шелковой травы,
Ключевой воды.

416. Печ. по записи составителя от А. И. Слоновой (р. 1902 г.) в д. Заулки Кадомского р-на Рязанской обл. в 1967 г. Поют 9 марта, сидя на крышах изб с печеньем в виде жаворонков. После пения головки «птичек» отрывают и натыкают на солому крыш, а остальное съедают. Поют небыстро, мелодично, четко донося каждое слово этой поэтичнейшей песни-заклички.

Семик. Троица. На завиванье.

514.Улье, ульё!
Не клен, не береза,
Как во ржах ты стояла,
Там сидела кукушка,
Хорошо скуковала,
Всеё правду сказала:
«Вы, бабы, дуры!
Всю зиму прядете,
А всю весну ткете,
Неодеты живете!
Я ли береза, я ли кудрява,
Ни тку, ни пряду,
Хорошо хожу.
В неделю распукну,
В другую раскинусь,
В третью оденусь.
Мне свекровь не матушка,
Мне свекор не батюшка,
Деверья мне не братья,
А золовки не сестры».

514. Печ. по записи составителя от А. И. Слоновой (р. 1902 г.) в д. Заулки Кадомского р-на Рязанской обл. в 1967 г. Троицкая. В ряде деревень Кадомского р-на, пограничных с Мордовией, в Троицу до настоящего времени украшают березку, ходят с ней на поле и поют. Исполнительница рассказала: «Юбки две-три, повойник с лентами оденем на березу, поднимем, всю прикрыв, и несем...» Припев после каждой строки. Пели трижды, ходили на реку, бросали венки, после чего все исполнительницы резали каравай хлеба и тут же съедали его. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий