Общее·количество·просмотров·страницы

среда, 19 февраля 2020 г.

Этнокультурная история южнорусского населения

 Л.Н. Чижикова Этнокультурная история южнорусского населения 1998 г., ЭО, № 5

В XVI в. более заселенными были уезды, примыкающие к Оке. К югу от нее земли (за исключением Северской земли и Заоцкого края) еще в первой половине XVI в. были населены сравнительно слабо. Заселение рязанских, тульских, калужских окраин происходило быстрее, чем других, более южных лесостепных пространств «дикого поля». В XVI в. растет численность русского населения по левобережью средней Оки, в устье Цны и Мокши, в так называемой Мещерской стороне (будущие Касимовский, Сапожковский, Спасский уезды Рязанский губ., Шацкий, Елатомский, Темниковский уезды Тамбовской губ). В заселении этих мест активно участвовали выходцы из московских, владимирских и других среднерусских уездов. Вместе с тем, в Мещерский край переселялись и жители южных лесостепных районов, спасавшиеся от татарских нашествий.
....


Население Рязанского Полесья по левобережью Оки (Егорьевский, Касимовский, Спасский уезды Рязанской губ.) и нижнего течения Мокши (Елатомский уезд Тамбовской губ.), так называемой Мещерской стороны, было известно под этнонимом русская мещера, или мещеряки. Происхождение населения этого, как и многих других южнорусских районов, также сложно. В северных лесных районах Рязанского края сохранялись, по-видимому, потомки древних славянских групп, ассимилировавших аборигенов финно-угорского происхождения. На территории Мещерской стороны скрещивались разные группы домонгольского славянского населения. Известно, что Старая Рязань в XII в. была центром притяжения выходцев из Киевского и Черниговского княжеств. В эпоху татарских нашествий за Оку бежали и жители более южных лесостепных районов. В XV в., когда татарскому царевичу Касиму был пожалован городок Городец (позднее г. Касимов) и возникло Касимовское царство, здесь поселились татары. Северо-западные районы Мещерского края долгое время сохраняли тесные связи с Владимиром и Муромом. В XVII в. это были волости и станы Владимирского уезда. В заселении Мещерского края активное участие принимали выходцы из московских, владимирских и других среднерусских районов63. Эти ранние и более поздние исторические связи и этнокультурные влияния сказывались на этнографическом разнообразии населения Мещерского края, в говорах которого преобладают черты севернорусского наречия с примесью южнорусских говоров. Это говоры «цокающие» и «чокающие», знающие взрывное г, твердое т в окончаниях 3-го лица глаголов и другие севернорусские черты, отличавшиеся местным своеобразием. Но в то же время они обладали южнорусским вокализмом - «аканьем», а местами и мягким т в окончаниях 3-го лица глаголов. По мнению Е.Ф. Будде, касимовский говор подвергся влиянию рязанских «акающих» говоров, а не наоборот. Диалектологи находят в мещерских говорах и древние черты, сходные с говорами Калужского Полесья :мена л на у, двойные согласные - «наллуть», «селенна», сильное растяжение различных безударных гласных, шепелявость, «дзеканье» и «джеканье» (т.е. произношение древнего мягкого д как дз, дж) и др.64 В традиционной культуре, как и в говорах, у населения отдельных районов Мещерского края не было единства. По мнению этнографа М.Д. Малининой, вещественный материал каждого из трех районов, выделенных ею, «...многосоставен, неся на себе отпечаток прошлого времени и среды»65. Среднерусское культурное влияние хорошо прослеживается в преобладающем здесь среднерусском типе жилища. В то же время в традиционной одежде мещеряков доминировали южнорусские черты (глухая понева из тонкой шерстяной ткани, рубаха с косыми поликами, сложный головной убор в виде рогатой кички, сороки и позатыльника, туникообразный передник с рукавами, туникообразный нагрудник, украшения из бисера, из птичьих перьев и пуха и др.). Наряду с легкой поневой в Мещерском крае бытовала своеобразная глухая и распашная понева, сшитая из толстой двойной ткани сложной техники тканья66. Появление ее в Мещерской стороне Б.А. Куфтин относит к древним эпохам славянской колонизации. Бытование в некоторых местах водораздела Угры и Болвы синей тяжелой поневы свидетельствует, по мнению Б.А. Куфтина, о древних этнокультурных связях населения Калужского Полесья с Мещерским краем. О западных влияниях говорят и сходные черты в характере выработки ткани мещерских понев с тканьем латышских юбок67. Вместе с тем в некоторых деталях одежды и головных уборов мещеряков, а также в их вышивке и орнаменте прослеживаются связи с финно-уграми Поволжья.

http://journal.iea.ras.ru/archive/1990s/1998/no5/1998_5_027_Chizhikova.pdf

Комментариев нет:

Отправить комментарий