Л.Н. Чижикова Этнокультурная история южнорусского населения 1998 г., ЭО, № 5
http://journal.iea.ras.ru/archive/1990s/1998/no5/1998_5_027_Chizhikova.pdf
В XVI в. более заселенными были уезды, примыкающие к Оке. К югу от нее земли
(за исключением Северской земли и Заоцкого края) еще в первой половине XVI в.
были населены сравнительно слабо. Заселение рязанских, тульских, калужских окраин
происходило быстрее, чем других, более южных лесостепных пространств «дикого
поля».
В XVI в. растет численность русского населения по левобережью средней Оки, в
устье Цны и Мокши, в так называемой Мещерской стороне (будущие Касимовский,
Сапожковский, Спасский уезды Рязанский губ., Шацкий, Елатомский, Темниковский
уезды Тамбовской губ). В заселении этих мест активно участвовали выходцы из московских, владимирских и других среднерусских уездов. Вместе с тем, в Мещерский
край переселялись и жители южных лесостепных районов, спасавшиеся от татарских
нашествий.
....
Население Рязанского Полесья по левобережью Оки (Егорьевский, Касимовский,
Спасский уезды Рязанской губ.) и нижнего течения Мокши (Елатомский уезд Тамбовской губ.), так называемой Мещерской стороны, было известно под этнонимом русская
мещера, или мещеряки. Происхождение населения этого, как и многих других южнорусских районов, также сложно. В северных лесных районах Рязанского края сохранялись, по-видимому, потомки древних славянских групп, ассимилировавших аборигенов финно-угорского происхождения. На территории Мещерской стороны скрещивались разные группы домонгольского славянского населения. Известно, что Старая
Рязань в XII в. была центром притяжения выходцев из Киевского и Черниговского княжеств. В эпоху татарских нашествий за Оку бежали и жители более южных лесостепных районов. В XV в., когда татарскому царевичу Касиму был пожалован городок
Городец (позднее г. Касимов) и возникло Касимовское царство, здесь поселились
татары. Северо-западные районы Мещерского края долгое время сохраняли тесные
связи с Владимиром и Муромом. В XVII в. это были волости и станы Владимирского
уезда. В заселении Мещерского края активное участие принимали выходцы из
московских, владимирских и других среднерусских районов63.
Эти ранние и более поздние исторические связи и этнокультурные влияния
сказывались на этнографическом разнообразии населения Мещерского края, в говорах
которого преобладают черты севернорусского наречия с примесью южнорусских
говоров. Это говоры «цокающие» и «чокающие», знающие взрывное г, твердое т в
окончаниях 3-го лица глаголов и другие севернорусские черты, отличавшиеся местным
своеобразием. Но в то же время они обладали южнорусским вокализмом - «аканьем»,
а местами и мягким т в окончаниях 3-го лица глаголов. По мнению Е.Ф. Будде,
касимовский говор подвергся влиянию рязанских «акающих» говоров, а не наоборот.
Диалектологи находят в мещерских говорах и древние черты, сходные с говорами
Калужского Полесья :мена л на у, двойные согласные - «наллуть», «селенна», сильное
растяжение различных безударных гласных, шепелявость, «дзеканье» и «джеканье»
(т.е. произношение древнего мягкого д как дз, дж) и др.64
В традиционной культуре, как и в говорах, у населения отдельных районов Мещерского края не было единства. По мнению этнографа М.Д. Малининой, вещественный
материал каждого из трех районов, выделенных ею, «...многосоставен, неся на себе отпечаток прошлого времени и среды»65. Среднерусское культурное влияние хорошо
прослеживается в преобладающем здесь среднерусском типе жилища. В то же время в
традиционной одежде мещеряков доминировали южнорусские черты (глухая понева из
тонкой шерстяной ткани, рубаха с косыми поликами, сложный головной убор в виде
рогатой кички, сороки и позатыльника, туникообразный передник с рукавами,
туникообразный нагрудник, украшения из бисера, из птичьих перьев и пуха и др.).
Наряду с легкой поневой в Мещерском крае бытовала своеобразная глухая и распашная понева, сшитая из толстой двойной ткани сложной техники тканья66. Появление ее в Мещерской стороне Б.А. Куфтин относит к древним эпохам славянской колонизации. Бытование в некоторых местах водораздела Угры и Болвы синей тяжелой
поневы свидетельствует, по мнению Б.А. Куфтина, о древних этнокультурных связях
населения Калужского Полесья с Мещерским краем. О западных влияниях говорят и
сходные черты в характере выработки ткани мещерских понев с тканьем латышских
юбок67. Вместе с тем в некоторых деталях одежды и головных уборов мещеряков, а
также в их вышивке и орнаменте прослеживаются связи с финно-уграми Поволжья.
http://journal.iea.ras.ru/archive/1990s/1998/no5/1998_5_027_Chizhikova.pdf
Комментариев нет:
Отправить комментарий