Общее·количество·просмотров·страницы

пятница, 28 февраля 2020 г.

Рогатая кичка в Шацком районе

«Рязанский этнографический вестник»
Главный редактор В. Коростылв
Морозов И.А., Слепцова И.С., Гилярова Н.Н., Чижикова Л .H. 

Рязанская традиционная культура первой половины XX века. Шацкий этнодиалектный словарь / Колл. авт. И.А. Морозов, И.С. Слепцова и др. Рязань: РОНМЦНТ, 2001. 488 с. \ The Traditional Culture of the Ryazan Region in the First Half of the XX Century. The Shatsky Ethnodialect Dictionary



В сс. Тарадеи и Кулики наряженная в лохмотья «коляда» обходила дома односельчан с целью сбора продуктов в сопровождении группы молодежи и одновременно требовала у хозяек показать напряденное. Этот вариант обычая напоминал обходы «колядовщиков». «Адна [девушка] в махрах и мущина: ана, можыть, девушка, ну убрата как мущина… Вот к хазяину придѐть: “Каляду пустити што ля?” Ну, хто пустить, хто там муки вынисить кавшочик малинькай... [В доме] пляшым, играим там... Ну и “каляда” спрашываить: “Нука пакажы, скока ты напряла? Давай-ка паглижу” — [хазяйки] паказывали» [МДИ, с. Кулики; СИС 29:33]. «Нарижоныи хадили, бывала. Да. Хто в чяво: хто парибячьиму, хто там никрасива убиралися. “Каляда”… Рибята ни хадили, хадили девушки — жэнщины ни хадили. Сыбирались там сколька придѐцца — ни абязатильна там сколька чилавек. Вот сыбираимси там — ну, уш пашти што, щитай, взрослыя — и вот ныньчи пайдѐм па дварам. Да. Тада ет самаю — как напряли паказывали, клубочик свой, да! Там у хазяив пасмотрють работу-ту: харошае эта напряла, эт плахоя… Девушки начинають прясть — падростычки. И ацэнку дають… “Каляда, каляда, — ет самае, как-т, — я пряла тонка, харашо или плоха?” Вот тибе тама абъйисняють — клубочик пасмотрють, да, тады табе ацэнку дають. Да…» [САМ, д. Успеновка; МИА 45оп:Ф1997-26Ряз., № 90, 91]. «“Каляда” называлась. Ну, у нас ани, девки, парнями [наряжались], в рагожку нарядяцца. Там нарижались — тада у нас адияла не [было] — рагожки. [На голову] лучину так вот паложуть, а эта рагожку сделають, ана как “рага” [=рогатый головной убор]. Эта тока адна — вроди эта “маладая”. А эт паринь там надиѐть штаны или шапку наденить — кавалер он, а эт барышня… [Другие лицо] там напачкають и углями, и всем. А парни-т вон себе и усы сделають. Все девки хадили: как на сиделки хадили, чилавек окала пятнаццати — все хадили. Я сзади “Христа ради” хадила, ни пиредняя была… Эта вот ани падайдуть к кажнаму двару: “Пуститя каляду!” Их пустють, ани папляшуть, а за эта дають чем — кто чяво дасть. А дивчѐнки там маладыи, ани жы йих там всѐ: “Паказывай клубок, сколька ты напряла?”» [ШЕИ, с. Кулики; МИА 46оп:Ф1997-15Ряз., № 42, 44].
...
Другие черты сближают эту форму обхода с «кликанием авсеня», хотя «колядовщики» в отличие от «авсенек» чаще одевались в рваную и грязную одежду, как «страшные» ряженые. «“Авсень”-т [кликать] нарижаюцца вроди нарядными, а “каляда” акутаицца, “рага” сделаить сибе какии-нибудь [=рогатый головной убор]: чяонибудь падставить вроди, накинить какой-нибудь эта платок, хоть рагожкай. Вся в сапуху, в чем-нибудь испачкаицца. Эт называлась “каляда”. Вываротють шубу, вываротють. С ней напарник тожа щ есть. Эт “каляда” девычка, а эт щѐ в шапки мущина (ана девка, а нарядицца мущиной: в штаны тожы там, шуба выварочина). Эт “мущина” шубу выварачиваить, а “каляда” абвирнѐцца этай, рагожкай абвирнѐцца... [С сиделок ходили] девки все тринаццыть, рибяты-ты уш и не ходють, эт адни девки... Пляшуть [в избе], гармонь-т играить... [Давали] хто чяво сможыть, канфетки, всѐ канфетки сабирали. Чѐнибудь вот вазьмуть там: хто чяо падасть, в сумку сабирають...» [ФДП, с. Кулики; СИС 29:14об.-15об.].
...
Еще один часто упоминаемый тип ряжения на святки, во второй день свадьбы и на «русальское заговенье» — «старик» и «старуха». «Старик» или «дед» фигурирует также в запугивании детей. Обычные атрибуты этого персонажа — старинная или старая, иногда рваная одежда, горб, палка («бадик»). «А ета ищѐ нарежались: ―старик‖ — кушаком апаясан сверх, зипуны тадá были. А ―старуха‖ дык с ―рагáми‖. ( Имеется в виду имитация употреблявшейся в данной местности «рогатой» кички.) Тут вот какиѐ-ты сделають, ваткнѐть палку [в волосы]. Вот тут вот [=по бокам головы] какия-т сделають эти [=рога]. Вот палóжуть сюды што-та — вáлам лижыть — и павязують. Павязка такая, платок какой-нибудь. Загранишны тада были, с святáми [=цветами]. У ней галава такая бальшая, ―старуха‖ галавáста. А там горб: ани чѐо-нибуть вот скатáють из матéрии. А то вот пуза сделають — ―старику‖ вот сделають. И вот ани проста так плясали:  
Ах, старик, старик, 
На нагах ни стаить. 
Яму кашки сварить, 
Он пазавтракаить!.. Ага. 
Вот так вот какия-т штучки две ани проста припявали, плясали» [ЧАИ, с. Казачья Слобода; МИА 40:45-45об.]

Комментариев нет:

Отправить комментарий