«Рязанский этнографический вестник»
Главный редактор В. Коростылв
Морозов И.А., Слепцова И.С., Гилярова Н.Н., Чижикова Л .H.
Рязанская традиционная культура первой половины XX века. Шацкий этнодиалектный словарь / Колл. авт. И.А. Морозов, И.С. Слепцова и др. Рязань: РОНМЦНТ, 2001. 488 с. \ The Traditional Culture of the Ryazan Region in the First Half of the XX Century. The Shatsky Ethnodialect Dictionary
В сс. Тарадеи и Кулики наряженная в лохмотья «коляда» обходила дома односельчан с целью сбора продуктов в сопровождении группы молодежи и одновременно
требовала у хозяек показать напряденное. Этот вариант
обычая напоминал обходы «колядовщиков». «Адна [девушка] в махрах и мущина: ана,
можыть, девушка, ну убрата как мущина… Вот к хазяину
придѐть: “Каляду пустити што ля?” Ну, хто пустить, хто
там муки вынисить кавшочик малинькай... [В доме]
пляшым, играим там... Ну и “каляда” спрашываить: “Нука пакажы, скока ты напряла? Давай-ка паглижу” —
[хазяйки] паказывали» [МДИ, с. Кулики; СИС 29:33].
«Нарижоныи хадили, бывала. Да. Хто в чяво: хто парибячьиму, хто там никрасива убиралися. “Каляда”…
Рибята ни хадили, хадили девушки — жэнщины ни хадили. Сыбирались там сколька придѐцца — ни абязатильна
там сколька чилавек. Вот сыбираимси там — ну, уш
пашти што, щитай, взрослыя — и вот ныньчи пайдѐм па
дварам. Да. Тада ет самаю — как напряли паказывали,
клубочик свой, да! Там у хазяив пасмотрють работу-ту:
харошае эта напряла, эт плахоя… Девушки начинають
прясть — падростычки. И ацэнку дають… “Каляда, каляда, — ет самае, как-т, — я пряла тонка, харашо или
плоха?” Вот тибе тама абъйисняють — клубочик
пасмотрють, да, тады табе ацэнку дають. Да…» [САМ, д.
Успеновка; МИА 45оп:Ф1997-26Ряз., № 90, 91]. «“Каляда” называлась. Ну, у нас ани, девки, парнями [наряжались], в рагожку нарядяцца. Там нарижались — тада у
нас адияла не [было] — рагожки. [На голову] лучину так
вот паложуть, а эта рагожку сделають, ана как “рага”
[=рогатый головной убор]. Эта тока адна — вроди эта
“маладая”. А эт паринь там надиѐть штаны или шапку
наденить — кавалер он, а эт барышня… [Другие лицо]
там напачкають и углями, и всем. А парни-т вон себе и
усы сделають. Все девки хадили: как на сиделки хадили,
чилавек окала пятнаццати — все хадили. Я сзади “Христа ради” хадила, ни пиредняя была… Эта вот ани падайдуть к кажнаму двару: “Пуститя каляду!” Их пустють,
ани папляшуть, а за эта дають чем — кто чяво дасть. А
дивчѐнки там маладыи, ани жы йих там всѐ: “Паказывай клубок, сколька ты напряла?”» [ШЕИ, с. Кулики; МИА
46оп:Ф1997-15Ряз., № 42, 44].
...
Другие черты сближают эту форму обхода с «кликанием авсеня», хотя «колядовщики» в отличие от «авсенек» чаще одевались в рваную и грязную одежду, как
«страшные» ряженые. «“Авсень”-т [кликать] нарижаюцца вроди нарядными, а “каляда” акутаицца, “рага” сделаить сибе какии-нибудь [=рогатый головной убор]: чяонибудь падставить вроди, накинить какой-нибудь эта
платок, хоть рагожкай. Вся в сапуху, в чем-нибудь испачкаицца. Эт называлась “каляда”. Вываротють шубу,
вываротють. С ней напарник тожа щ есть. Эт “каляда”
девычка, а эт щѐ в шапки мущина (ана девка, а нарядицца мущиной: в штаны тожы там, шуба выварочина). Эт
“мущина” шубу выварачиваить, а “каляда” абвирнѐцца
этай, рагожкай абвирнѐцца... [С сиделок ходили] девки
все тринаццыть, рибяты-ты уш и не ходють, эт адни девки... Пляшуть [в избе], гармонь-т играить... [Давали] хто
чяво сможыть, канфетки, всѐ канфетки сабирали. Чѐнибудь вот вазьмуть там: хто чяо падасть, в сумку сабирають...» [ФДП, с. Кулики; СИС 29:14об.-15об.].
...
Еще один часто упоминаемый тип ряжения на
святки, во второй день свадьбы и на «русальское
заговенье» — «старик» и «старуха». «Старик» или
«дед» фигурирует также в запугивании детей.
Обычные атрибуты этого персонажа — старинная или
старая, иногда рваная одежда, горб, палка («бадик»).
«А ета ищѐ нарежались: ―старик‖ — кушаком апаясан
сверх, зипуны тадá были. А ―старуха‖ дык с
―рагáми‖.
( Имеется в виду имитация употреблявшейся в данной
местности «рогатой» кички.) Тут вот какиѐ-ты сделають, ваткнѐть палку
[в волосы]. Вот тут вот [=по бокам головы] какия-т
сделають эти [=рога]. Вот палóжуть сюды што-та —
вáлам лижыть — и павязують. Павязка такая, платок
какой-нибудь. Загранишны тада были, с святáми
[=цветами]. У ней галава такая бальшая, ―старуха‖
галавáста. А там горб: ани чѐо-нибуть вот скатáють из
матéрии. А то вот пуза сделають — ―старику‖ вот
сделають. И вот ани проста так плясали:
Ах, старик, старик,
На нагах ни стаить.
Яму кашки сварить,
Он пазавтракаить!..
Ага.
Вот так вот какия-т штучки две ани проста
припявали, плясали» [ЧАИ, с. Казачья Слобода; МИА
40:45-45об.]
Комментариев нет:
Отправить комментарий