Общее·количество·просмотров·страницы

понедельник, 16 марта 2020 г.

Кривичи или вятичи?

Как известно, наши предки, а следовательно и мы, принадлежим к этногруппе русского этноса под названием рязанская мещера. У нас достаточно устойчивый и древний антропологический тип (среднеокский), уникальный говор с цоканьем, который правда совсем исчез, богатый культурный слой. Все это появилось в результате сплава местного племени мещера и славян. Но кто из славян внёс больший вклад в наше формирование? 


Процитирую все того же П.Н.Черменского, который оказался очень прозорлив и весьма серьезно погружён в эту тему:

С течением времени мещера, ранее занимавшая лишь излучину левого берега Оки, заселила бассейн нижней Мокши и распространила, таким образом, само понятие Мещеры на территорию Замокошья и нижнего Поценья. В результате многовекового мирного проникновения славян в гущу местного населения мещера приняла русский язык, русскую веру, но удержала свое национальное имя и надолго сохранила некоторые особенности фонетики родного языка и народный костюм. Говорила мещера на особом диалекте, отличавшемся от соседнего владимирского и рязанско­го. С рязанским говором его сближает аканье, с северовеликорусским — взрывное «г» («гость» и «хость» у рязанцев) и твердое «к» («Ванька» «Ванькя» у рязанцев). От обоих названных диалектов его отличает твер­дое произношение «ч» или, что то же, мягкий выговор «ц». Грамоты пере­дают этот средний звук у местного населения через «тс» и пишут «Тсна» (Цна). Непривычное к этому звуку русское ухо слышит «ц» там, где оно обычно воспринимает «ч» («цюгун» вместо «чугун») и наоборот, слышит «ч», где в слове — «ц» («черковь» вместо «церковь»). Таким образом, меще­ра одновременно цокала и чокала. Лексика мещеры унаследовала от кривичей большое число слов северовеликорусского говора. Например: квашня, сковородник, ковш, зыбка, волосы, косы, вопить, баять, играть песни и др. В отличие от рязанского говора в Мещере говорили: хата, дежа, чапельник, корец, люлька, навоз, виски, голосить, гутарить, петь песни. Все эти особенности мещерского говора можно было наблюдать лет 50 назад в селе Чермные (15 верст от Кадома) и 12 деревнях в приходе этого села, а также во многих селениях но Мокше.

И как приложение работа Е.П.Осиповой по наименованию понёвы. Оказывается различные названия этого элемента женской одежды занимают определенный ареал, что позволяет констатировать, что у нас понёву называли понькой и это наследие именно от кривичей.









Комментариев нет:

Отправить комментарий