Этой заметкой хочу поднять вопрос о взаимоотношениях местного населения с татарами. Как известно контакты с ними были, но мне кажется, что порой исследователи пишут небылицы. Итак, начнем...
Наш земляк Черменский П.Н. в свой статье "Материалы по исторической географии мещеры" упоминает о буртасах:
"Кроме татарского города Касимова, в Мещере были целиком татарские села, такие как Азеево на Мокше и Бастаново на речке Лея Кадомского уезда. В Темниковском уезде татары проживали в деревнях Инзера, Сузелятки, Окчеево, Шешедина, Исеев Гильдеев починок и др.
Были деревни со смешанным татаро-мордовским населением (например, Четова в Темниковском уезде). В городе Темникове находились, как мы уже говорили выше, две татарских слободы: Ахмыловская и Ширлевская.
Кроме татар пришлым населением в Мещере считались незначительные группы буртасов и башкир, прибывших сюда из-за Волги в составе дружин ногайских князей и мурз.
В 1596г. во время земельной тяжбы Темниковского Пурдыгаевского монастыря с князем Кулунчаком свидетелями выступали Шешединские и буртасские татары . Шешединские татары проживали в деревне Шешедина, упоминаемой в Темниковской дозорной книге 1614г. Что касается буртасских татар, то они, очевидно, проживали в той же или какой-либо другой деревне, так как деревни Буртасы нет ни в дозорной книге, ни в других источниках. Буртасские татары — это татары из буртасов, или отатаренные буртасы. Судя по их татарским именам, буртасы были мусульманами, но говорили на своем родном языке, почему их и выделяли в особую группу «буртасских татар». Яснее эта народность выступает в соседней Симбирской губернии. Так, в «Писцовой книге Дмитрия Пушечникова да подьячего Афонаса Костяева» от 1624—1626гг . записаны «буртасы посопные татаровя», жившие в деревне Ногаевой, «Чулпанова тож». В этой деревне и «выставках» из нее было 17 дворов «буртасских посопных татар, 7 дворов бобыльских и 25 дворов пустых буртасских».
Известно последнее упоминание о буртасах, содержащееся в грамоте от 1682г. на имя князя И.С.Кугушева. Грамота содержит приказ Кугушеву передать вновь назначенному кадомскому воеводе Засецкому «имянные списки и ясачные книги , но чему с буртас и с мордвы собирают ясак».
Мы можем назвать одну из деревень, где проживали кадомские буртасы.
В 15 км от города Кадома на Мокше была расположена деревня Чермных(ныне село Чермные). Здесь в старой части села за Церковью имеется приселок, в котором в начале текущего столетня насчитывалось 15—20 дворов.
Он носил название «Буртышевки». Жители его кроме названия «буртыши» ничем от русских жителей села не отличались. Что касается башкир, то о них сохранилось известие в грамоте на имя князя Кугушева, которая давала ему право судить можарянов и башкир. Третья ревизия записала в Кадомском уезде деревню Башкирцы, и которой насчитывалось 58 дворов помещичьих крестьян"
Меня давно интересовало данное утверждение Черменского о буртасах в Чермных, пока я не встретился с Зацепиным Василием Ивановичем. Однажды мы с ним шли по Чермным и он мне говорит: "Этой дорогой не пойдем, там буртасы". Я был немного ошарашен и спросил, а что это за буртасы такие. Оказалось, что под термином "буртасы" Василий Иванович понимал "плохое место для прохода на дороге из веток и песка". А как же буртасы из Буртышевки подумал я.
Также я нашел исследование Максума Акчурина "Кадомские Буртасы в документах XVII века." Данное исследование можете прочитать в моем блоге
В итоге Максум резюмирует:
"Численность этой группы татар (т.е. буртас) по отношению к численности служилых татар весьма незначительна. И пока эти факты не дают нам право наделять существенной ролью посопных татар-буртас в этногенезе тех татар, чьи предки жили на территориях бывших мещерских уездов."
Поэтому по совокупности этих данных я смею утверждать, что Петр Николаевич ошибался и никаких буртасов в Чермных никогда не было, во-первых их в Кадомском уезде было ничтожно мало, а во-вторых та часть Чермных, которая носит название Буртышевки называется так именно из-за буртасов о которых говорил Василий Иванович Зацепин.

Комментариев нет:
Отправить комментарий